Иосиф Ватопедский /Слова утешения/ Библиотека Golden-Ship.ru
, то есть в едином месте, ради прославления Бога. В литургическом Возношении происходит встреча исторического бытия с вечностью, с тем, что после истории. Поэтому, по словам старца Иосифа, «Евхаристия имеет еще и глубокий эсхатологический смысл, потому что приобщение к телу и крови Христовым служит залогом обожения человека, будущего общения и соединения его со Христом в Его Небесном Царствии.
Обожение есть живая реальность, которая начинается в здешней жизни и заканчивается в иной»5 . Кроме Крещения и Евхаристии, существует множество других таинств, каждое из которых имеет свое домостроительное значение. В настоящей книге старец Иосиф подробно останавливается еще на таинствах Священства и Покаяния. Священство — это продолжение мессианского служения Христа как Великого Архиерея.
Священники не имеют священства сами от себя, они участвуют в Архиерействе Христа, потому что Он обладает всей полнотой священства. «Священство — это таинство, которое Небо сводит на землю, и землю, то есть сделанную Христом богочеловеческой природу Адама, поднимает превыше Небес. Священство — это служение, которое воплощает в себе всю Благодать и власть Христа Спасителя и продолжает Его дело вплоть до Второго Пришествия»6 .
Что касается таинства Покаяния, то оно есть следствие дара вязать и решить (см. Ин. 20, 22-23), данного Спасителем Своим ученикам — апостолам, а ими переданного их преемникам — епископам и священникам. Покаяние возвращает человека в состояние Благодати; по этой причине оно именуется еще --- 1 Первое слово против иконоборцев. PG 99, 340. 2 Св.
Николай Кавасила, Изъяснение Божественной Литургии, 38 // Христос. Церковь. Богородица. Москва, 2002, с. 170. 3 Ιερομόναχος Γρηγόριος. Ή θεία Λειτουργία. Σχόλια. Έκδ.
Δόμος, Αθήνα, 1985, σ. 32. 4 «Смысл церковных таинств», наст. изд., с. 406. 5 Там же, с. 407. 6 «Таинство священства», наст. изд., с. 436. «вторым Крещением». Старец Иосиф отмечает, что таинство покаяния составляет основу практической части сотериологии1 , то есть напрямую связано с личным духовным подвигом каждого человека.
Покаяние, таким образом, — это мера, устанавливающая живое, а не механическое участие человека в самом основном и высшем таинстве — таинстве домостроительства нашего спасения. * * * Господь Иисус Христос есть Альфа и Омега, Начаток, и Конец (Откр. 1, 8) всего твар-ного бытия, потому что Он соединил в Своей Ипостаси две природы, божественную и человеческую, даровав возможность всем людям участвовать в Его Божестве, Ради этого Он основал Церковь, все устройство которой подчинено единой цели — обожению человека.
Эта цель, однако, приобретает свое окончательное выражение в экклесиологии. Через домостроительный смысл церковных таинств, и особенно таинства божественной Евхаристии, окончательно уясняется цель человеческого существования и вообще создания мира. Эта цель объясняется старцем Иосифом, — который следует здесь общему учению Восточных Отцов Церкви, — посредством понятия άνακεφαλαίωσις.
Это учение восходит к словам апостола Павла из Послания к Ефесянам: Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа... якоже избра нас в Нем прежде сложения мира... сказав нам тайну воли Своея по благоволению Своему, еже прежде положи в Нем, в смотрение исполнения времен, воз-главити (άνακεφαλαιώσασθαι)
всяческая о Христе, яже на Небесех и яже на земли в Нем (Еф. 1: 3-4, 9-10). Ανακεφαλαίωσις — это возглавление Богочеловеком Христом всей человеческой природы, а за ней и всего творения, и объединение человечества в единой с Ним богочеловеческой жизни. Бог, Который есть «Сверхсущее Благо, — говорит св.
Дионисий Ареопагит, — зовется Красотой (κάλλος) потому, что всех к Себе призывает (καλεί), и потому, что все во всем сводит в тождество (εις ταύτό)»2 . Вот как об этом говорит старец Иосиф: «Во Христе и через Христа уясняется цель всего тварного бытия, включая ангелов, поскольку и через них открывается сокровенная во Христе тайна Бога и Его многообразная премудрость; и цель эта состоит в соединении всего под главою Христом, яже на Небесех и яже на земли в Нем (ср. Еф. 1, 10).
Во Христе исполняется замысел Промысла Божия о всем мире, домостроительство Благодати Божией о всем творении, направленное на спасение, освящение и обожение всех в Богочеловеке»3 . Это соединение всего тварного бытия под Главою Христом принадлежит веку грядущему, когда уже не будет времени, когда произойдет обновление всей природы. Однако в нынешнем веке мы обручаемся этому единству и приобщаемся к нему в «эсхатологической» реальности божественной Евхаристии.
Единение всех в Евхаристии не упраздняет множественности ипостасей: давая каждой полноту Святого Духа, оно осуществляет всеобщее единство природы в Теле Христовом: Едино Тело, един Дух, якоже и звани бысте во едином уповании звания вашего; един Господь, едина вера, едино крещение, един Бог и Отец всех, Иже над всеми и через всех и во всех нас (Еф. 4, 4-6). --- 1 См.: «Таинство покаяния», наст. изд., с. 415 и далее. 2 Св.
Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 4, 7 // Сочинения, с. 312 (греч.), 313 (рус.). 3 «Бог явися во плоти», наст. изд., с. 257. О НАСТОЯЩЕМ ИЗДАНИИ Книга «Слова Утешения» является первым сборником устных бесед старца Иосифа Ва-топедского, изданных его учениками.