Иосиф Ватопедский /Слова утешения/ Библиотека Golden-Ship.ru
Эта цель, однако, приобретает свое окончательное выражение в экклесиологии. Через домостроительный смысл церковных таинств, и особенно таинства божественной Евхаристии, окончательно уясняется цель человеческого существования и вообще создания мира. Эта цель объясняется старцем Иосифом, — который следует здесь общему учению Восточных Отцов Церкви, — посредством понятия άνακεφαλαίωσις.
Это учение восходит к словам апостола Павла из Послания к Ефесянам: Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа... якоже избра нас в Нем прежде сложения мира... сказав нам тайну воли Своея по благоволению Своему, еже прежде положи в Нем, в смотрение исполнения времен, воз-главити (άνακεφαλαιώσασθαι)
всяческая о Христе, яже на Небесех и яже на земли в Нем (Еф. 1: 3-4, 9-10). Ανακεφαλαίωσις — это возглавление Богочеловеком Христом всей человеческой природы, а за ней и всего творения, и объединение человечества в единой с Ним богочеловеческой жизни. Бог, Который есть «Сверхсущее Благо, — говорит св.
Дионисий Ареопагит, — зовется Красотой (κάλλος) потому, что всех к Себе призывает (καλεί), и потому, что все во всем сводит в тождество (εις ταύτό)»2 . Вот как об этом говорит старец Иосиф: «Во Христе и через Христа уясняется цель всего тварного бытия, включая ангелов, поскольку и через них открывается сокровенная во Христе тайна Бога и Его многообразная премудрость; и цель эта состоит в соединении всего под главою Христом, яже на Небесех и яже на земли в Нем (ср. Еф. 1, 10).
Во Христе исполняется замысел Промысла Божия о всем мире, домостроительство Благодати Божией о всем творении, направленное на спасение, освящение и обожение всех в Богочеловеке»3 . Это соединение всего тварного бытия под Главою Христом принадлежит веку грядущему, когда уже не будет времени, когда произойдет обновление всей природы. Однако в нынешнем веке мы обручаемся этому единству и приобщаемся к нему в «эсхатологической» реальности божественной Евхаристии.
Единение всех в Евхаристии не упраздняет множественности ипостасей: давая каждой полноту Святого Духа, оно осуществляет всеобщее единство природы в Теле Христовом: Едино Тело, един Дух, якоже и звани бысте во едином уповании звания вашего; един Господь, едина вера, едино крещение, един Бог и Отец всех, Иже над всеми и через всех и во всех нас (Еф. 4, 4-6). --- 1 См.: «Таинство покаяния», наст. изд., с. 415 и далее. 2 Св.
Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 4, 7 // Сочинения, с. 312 (греч.), 313 (рус.). 3 «Бог явися во плоти», наст. изд., с. 257. О НАСТОЯЩЕМ ИЗДАНИИ Книга «Слова Утешения» является первым сборником устных бесед старца Иосифа Ва-топедского, изданных его учениками.
Беседы, объединенные в этой книге, состоялись в 1980-83 гг. в афонском Новом Скиту, где братство старца Иосифа подвизалось первоначально, до своего переселения в Кутлумушский, а затем в Ватопедский монастырь. По сложившейся многолетней традиции, Старец проводит духовные беседы с братией каждое воскресенье и среду после Повечерия. Беседы эти носят в основном характер непосредственных устных наставлений, поэтому говорятся Старцем без предварительной подготовки.
Этим объясняются некоторые повторения и отдельные незначительные «упущения», свойственные устному слову. Они, однако, выглядят незначительными в сравнении с той духовной пользой, которая проистекает из живого опыта Старца, изложенного на страницах данной книги. В настоящее издание вошли отдельные наиболее яркие беседы старца Иосифа, собранные братией Нового Скита.
Названия беседам даны издателями в зависимости от содержания наставлений. Все беседы разделены, согласно темам, на три части. В первую часть вошли беседы о подвижнической жизни и духовном делании вообще, а также наставления, касающиеся исключительно монашеской аскетической практики. Во второй части помещены беседы на некоторые церковные праздники, в которых Старцем объясняются главные события домостроительства спасения: Воплощение Бога Слова, Его Крест и Воскресение и др.
— причем, Старец подробно раскрывает непосредственную связь этих событий с нашей духовной жизнью. Третья часть состоит в основном из бесед Старца на общие темы о христианской вере и жизни, в которых он касается нравственно-этических вопросов современной культуры и церковного бытия. Здесь же помещено несколько бесед, в которых старец Иосиф подробно рассматривает смысл и значение таких церковных таинств, как Крещение и Покаяние, Евхаристия и Священство.
Книга переведена на русский язык братией Богородице-Сергиевой Пустыни. По согласованию со старцами Ватопедского монастыря, мы издаем ее как продолжение ранее изданных нами «Ватопедских Оглашений». Это обусловлено тем, что и «Ватопедские Оглашения» и «Слова Утешения» адресованы преимущественно монахам: в то время как первая книга является введением в общежительную жизнь, вторая посвящена более подробному описанию «законов» и особенностей христианского, и в частности монашеского, духовного подвига.
Однако, мы убеждены, что обе книги в не меньшей мере будут отвечать духовным запросам и благочестивых мирян, совершающих свое восхождение к Богу, и помогут им глубже осознать существо своей собственной веры. В переводе мы пытались передать речь Старца так, как она звучит в оригинале, то есть по-возможности избавиться от ставших мертвыми «клише» устаревшего «благочестивого» языка, пользующегося понятиями нравственной философии, унаследованными от эпохи Просвещения.
Язык старца Иосифа отображает восприятие мира, свойственное греко-византийскому мышлению, которое, собственно, и сформировало православную традицию истолкования и выражения истин, явленных в опыте богообщения. Коротко говоря, грекоя-зычные аскетические авторы описывают свой духовный опыт в категориях онтологии, прибегая к таким понятиям, как бытие, сущность, энергия, природа, обожение и т.д.