Иосиф Ватопедский /Слова утешения/ Библиотека Golden-Ship.ru

В Евангелиях не употребляется выражение «подражание Христу», но говорится, что следование по Его стопам есть отличительный признак ученичества последовавших за Ним апостолов. Однако сами апостолы очень ясно проповедовали подражание Христу во всем объеме, содержащемся в этих словах. Следовавшие за ними отцы, так называемые «мужи апостольские» — Ориген, Игнатий, Климент Александрийский — учили вести образ жизни, делающий возможным уподобление Богу. Св.

Григорий Нисский исповедует, что христиан­ство — это «подражание божественной природе»1 . Тому же учат, в сущности, все после­дующие Отцы: Василий Великий, Иоанн Златоуст и другие; вплоть до настоящего времени все Отцы таким же образом мыслят во Христе Иисусе. Кстати, и Сам Господь незадолго до Его предания, умыв ноги ученикам, побудил их тем самым к подражанию Его смирению.

Воплощение Господа нашего явило нам божественный и человеческий нравы во всем их совершенстве, и вот почему человек, используя и человеческие и божественные средства, может стать совершенным, согласно требованию Бога: Святи будите, яко Аз Свят есмь (Лев. 11, 44; 1 Пет. 1, 16). Человеческие средства — это верное намерение человека, взращи­ваемое на примере вседобродетельной жизни Господа нашего.

Божественные средства — это сила Благодати, которую нам дарует наш Избавитель через таинства Церкви. --- 1 Св. Григорий Нисский, К Армонию: о том, что значит имя и название христианин. PG 46, 244. Ср.: Что значит имя христианин, с. 9.   Для защиты от внутреннего злонравия и от самого сатаны, предводителя всякого зла, Господь дал нам оружие, как Он Сам говорит: Се даю вам власть наступати на змию и скорпию и на всю силу вражию (Лк. 10, 19).

Те, кто носит в себе божественные энергии и обладает ими, имеют таковую власть: Знамения же веровавшим сия последуют: именем Моим бесы ижденут; языки возглаголют новы; змия возьмут; аще и что смертно испиют, не вредит их; на недужныяруки возложат, и здрави будут (Мк. 16, 17). И наконец, удостаи­вая Своих последователей усыновления и обожения, Господь говорит устами Евангелиста: Елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти (Ин. 1, 12).

Такими качества­ми христианин должен оправдать свое место избранника и наследника Божия, став во всем Христовым, согласно словам апостола Павла (1 Кор. 1, 12). Способность к подражанию — характерная черта человеческой природы и свойство за­кона воздействия. Во всей истории проявляется этот закон воздействия учителей и вообще носителей знания на своих учеников и последователей, так что любой легко может убедить­ся, что такое влияние есть естественный закон.

Мы упоминаем о воздействии учителей на учеников как о конкретном факте, действующем через естественные законы, затем, чтобы изобразить вам более ясно реальность и силу «сверхприродной преизбьггочности», с которой в нас действует влияние Благодати, даваемой нашим Вождем и Учителем. Закон воздействия требует уподобления тому, кого мы обычно почитаем и любим.

Это определенный вид преображения характеров, воздействующих один на другой, — достаточ­но того, чтобы интерес и почитание были настоящими. На примере дружбы Давида с Иона­фаном мы видим действие этого закона во всей его силе. О Филоне, горячем ревнителе пла­тоновской философии, рассказывают, что он настолько посвятил себя почитаемому им учи­телю, что почти полностью преобразился по его образу, и там, где он жил, говорили: «То ли Платон филонист, то ли Филон платонист»1 .

Одним словом, из истории мы видим, что все лучшее, чем когда-либо обладал человек, всегда зависело от доброго воздействия. Важность, которую я придаю этой теме, утверждается мной на учении апостола Павла, который со всей серьезностью называет этот закон воздействия доброкачественным прави­лом преображения верующих согласно заданному прообразу, поскольку сам он один из пер­вых пережил действие этого закона.

И поэтому он справедливо побуждает верующих: Под­ражателе мне бывайте, якоже и аз Христу (1 Кор. 11, 1). И вот как этот великий учитель преподает нам урок подражания: Мы же вси откровенным лицем славу Господню взирающе, в тойже образ преобразуемся от славы в славу, якоже от Господня Духа (2 Кор. 3, 18). Здесь мы не считаем нашего Господа, славу и нрав Которого мы стараемся отображать в сво­ей жизни, за простого учителя, философа или сочинителя, поэтому нами руководит не про­стой закон воздействия.

Наш Христос, будучи Всесильным Богом, Сам, если мы того хотим, воздействует на нас независимо от естественных законов через Свою преизбыточествующую Благодать, потому что Он именно за тем и пришел, чтобы мы жизнь имели и имели с избыт­ком (см. Ин. 10, 10). Ибо Он сказал: Аз живу, и вы живи будете (Ин. 14, 19). Для нас Христос — не только историческая личность, но Господь славы, Благодать Ко­торого, как энергия жизни, пребывает с нами всегда, по Его неложному обетованию, она ис­целяет немощных, восполняет недостающее и становится всем во всех.

Вышеприведенное слово апостола Павла к Коринфянам — лучший практический способ святости, которому научаются те верующие, кто со вниманием и заинтересованностью подражает божественно­му нраву Господа нашего, потому что со временем они беспреткновенно преобразятся со­гласно этому нраву от славы в славу, якоже от Господня Духа (2 Кор. 3, 18). И вот как Сам Господь побуждает нас к подражанию Ему: Аще кто Мне служит, Мне да последствует, и идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет (Ин. 12, 26).

Всецелое подражание Христу со стороны человека не может быть осуществлено во всей полноте. Но в меру чело­   1 Древнегреческая поговорка, которую приводят многие византийские лексикографы (Исихий, Суда, св. Фотий). В частности, Исихий Милетский говорит, что «еврей Филон так усиленно подражал Платону в сло­вах и образе мысли, что это вошло между греками в поговорку» (TLG 2274/007).

  веческих возможностей такое подражание достижимо и осуществляется теми, кто с дерзно­вением может сказать: Се вся оставихом и в след Тебе идохом (Мф. 19, 27; Мк. 10, 28). Толь­ко им дается сила «подражать Ему и осуществить все Его заповеди», по словам прп. Макси­ма Исповедника1 .