Иосиф Ватопедский /Слова утешения/ Библиотека Golden-Ship.ru
Доселе мы говорили о законе воздействия согласно естественным причинам, но по существу подражание Христу Богу далеко не естественный закон копирования примера или системы поведения. Конечно, и это весьма помогает. Однако здесь речь идет о том, что не человек вступает на путь к Богу, чтобы подражать Ему, но Сам Бог приходит к человеку, чтобы обожествить его.
Первый путь можно назвать искусственным, тогда как второй — органичным, первое дело человеческое, второе — соответствующее Богу. От человеческого усилия зависит, согласно св. Григорию Нисскому, «сколько вмещаем, подражать, сколько же не вмещает природа в попытке подражания, чтить и поклоняться»2 . Ведь если Господь извещает нас: Без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15, 5)
, то это значит, что и подражание Ему осуществляется через божественную Благодать с соучастием нашего собственного самоотречения. Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возьмет крест свой и по Мне грядет; иже бо аще хощет душу свою спасти, погубит ю; и иже аще погубит душу свою Мене ради, обрящет ю (Мф. 16, 24-25). Отсюда следует, что в этом постоянном самоотречении, куда мы вступаем без оглядывания назад, нам необходимо идти вопреки нашей падшей природе и всех обычаев относительной в своем существе псевдокультуры, чтобы взять Крест и поругание Христовы, пусть даже это и кажется вызывающим для рационалистического сознания мира сего.
Существо заблуждающегося мира заключено в разуме падшего денницы, нынешнего сатаны, соблазнившего первого человека понимать свое бытие независимо и своекорыстно, — болезнь, изменившая свои имена, но живущая и поныне и до скончания века в сынах противления (Еф. 2, 2). Эту болезнь и всякое другое приражение, сопричастное тлению и смерти, уврачевал Своим смирением и послушанием Богу Отцу приклонивший небеса и сошедший на землю Бог Слово, потому что Он, согласно Павлу, не восхищением непщева быти равен Богу; но себе умалил, зрак раба приим, и в подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек; смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя (Флп. 2, 6-8).
Этот живой пример смирения Бога Слова, Его «умаления», есть указательный знак на пути христианской жизни. Существо опыта жизни во Христе выражается в смиренном помысле, который сокрушает дьявольскую гордыню и всякое своекорыстие. Все слова и дела, которые мы видим во вседоблестном житии Господа нашего, доступны верующим для подражания через Его Благодать.
Особенно поражают смирение и любовь Христовы, которые, согласно изречению, покрыли небеса и привели в замешательство твар-ную природу. Во всей человеческой истории ни разу не явился такой общественный деятель, философ, реформатор, педагог и вообще создатель общественных формаций, который хотя бы наметил расстановку таких непревзойденных по своему значению маяков, указывающих верное плавание, как любовь и смирение, в мировом мрачном океане личной выгоды и эгоизма.
Эти многосветлые огни, как указатели верного пути, спасают несчастное человечество от пучины ненависти, мщения и ненасытного потребительства, превращая место бесконечного человеческого взаимоистребления в место достоинства и в каком то смысле величия, где личность человека не может исчезнуть. И все же в наши дни этот маяк всеобщей гармонии в опасности, и иже Христовы суть (Гал. 5, 24)
, добрые «самаряне», проявляющие взаимную поддержку и любовь к другим, должны преклонить колена и воздеть руки в молитве к великому Спасителю и Возродителю душ наших, чтобы Он продлил Свои милости и дал разум неразумным, ослепленным и жестоким совершителям преступлений, а также тем, кто занят --- 1 Прп. Максим Исповедник, Слово о подвижнической жизни, 3. PG 90, 912. Рус: Творения, кн. I, с. 76. 2 Св.
Григорий Нисский, О христианском совершенстве к Олимпию монаху. PG 46, 256. Ср. рус: Что значит имя христианин, с. 21. беззаконным стяжательством, так как все это неумолимо ведет к погибели и исчезновению всего того, что до сих пор считалось ценным и благородным. Но вернемся к нашей теме.
Поскольку мы говорим о подражании Господу нашему Иисусу, я рассудил, что в беседе на эту тему не следует упускать замечательных слов великого светильника нашей Церкви Василия Кесарийского о жизни Господа. Он говорит следующее: «Ибо находим, что все у Господа нас научает смиренномудрию. Будучи младенцем, прежде всего Он в вертепе, и не на ложе, а в яслях; в доме плотника и бедной матери Он повинуется матери и обрученному с нею; учится, выслушивает то, в чем не испытывает нужды, но когда спрашивает, в вопросах Своих удивляет мудростью; подчиняется Иоанну и будучи Владыкой принимает крещение от раба; не противится никому из восстающих на Него и не употребляет той неизреченной власти, какую имел, но уступает им, будто сильнейшим, и временной власти позволяет проявить свойственную ей силу; предстоит первосвященникам в виде подсудимого, приводится к игемону и претерпевает суд, имея же возможность обличить клеветников, в молчании переносит клеветы; бывает оплеван от рабов и самых презренных слуг, предается на смерть, причем самую позорную у людей.
Так провел Он всю Свою человеческую жизнь от рождения до конца; и после такового смиренномудрия являет, наконец, славу, прославляя с Собою тех, которые с Ним обесславлены»1 . Здесь действительно всякий мыслящий человек, любого возраста и положения, открывает для себя, зачем именно Господь жил на земле, зачем принимал участие в такой беспокойной и полной смятения общественной жизни, где несчастье и неуверенность были законами существования.
Однако богатство Его любви и глубина смирения перешли в величайший триумф в центральном всемирном событии, когда Он, испытав на Кресте жесточайшую борьбу, победил силы человеческой ненависти и бремя эгоизма во всем их масштабе, вознаграждая всеобъемлющей любовью и самопожертвованием самих Своих распинателей. Отче, отпусти им; не ведят бо что творят! (Лк. 23, 34)
Эти неумолкающие глаголы, которые во всем мире будут повторяться в роды родов и во всех веках, запечатлелись как божественное и боголеп-ное свойство Единого Избавителя всех миров, видимых и невидимых, потому что воистину Он есть «единородный Сын и Слово Божие», пришедший в мир, в Имени Которого осуществляется всеобщее спасение. «Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя, и ни едино же слово довольно будет к пению чудес Твоих»!
2 Вот каков Первообраз воссоздания для тех, кто хочет подражать Христу и сподобиться обновления своего естества. Подражание может проявляться во всем: от младенческого возраста до полного возмужания, во всем, что касается воспитания и общения, затем — в образе взаимоотношений и поведения с ближними, в смирении и послушании в общении, в кротости и любви во внешних связях и поведении.