Иосиф Ватопедский /Слова утешения/ Библиотека Golden-Ship.ru

В присутствии смиренного все встречаются лицом к лицу с чертами, присущими Спа­сителю Христу, Новому Творению, Новому Адаму: Тому, Кто постился в пустыне и был со зверями и Кому прислуживали ангелы; Тому, Кто шел по морю и запрещал ветрам и буре; Тому, Кто изгонял лукавых демонов, Кто исцелил всечеловеческую болезнь, Кто победил смерть; Тому, Кто даровал жизнь, став Воскресением всех, и Кто ублажил смиренных, ска­зав: Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное (Мф. 5, 3).

Как учат Святые Отцы, смирение есть дар Святого Духа, а не только человеческое дос­тижение. Оно даруется тем, кто его желает, кто стремится к нему и с усердием возделывает те качества, которые направляют к стяжанию этого блага. Смирение начинается с того, что­бы мыслить смиренно, и достигает того, чтобы смиренно действовать. Кто не приписывает себе способностей больших, чем имеют другие, и думает о себе смиренно, тот начинает ува­жать ближнего, принимает указания от других, когда они делают ему замечания, и слушает их советы.

Такой становится мягким по характеру, удерживает свой гнев и легко склоняется к сочувствию. Если он подчинит такое свое расположение Богу и будет осуществлять его в разуме христианской этики, молиться и просить Бога укрепить его на этом пути, тогда он, по Благодати Божией, преуспеет и в чувстве совершенного смиренномудрия, которое являет­ся божественным дарованием.

Есть люди, в характере которых естественно преобладает кротость и смирение; и это похвально, но недостойно награды, по причине владения этим даром без труда, без подвига и усилия. Кроме того, смирение, если рассматривать его с другой точки зрения, есть состоя­ние «не по природе», куда человек ниспал после падения, потеряв единовременно и благо­родство, и вечность и бессмертие, рабски подчинившись смерти и тлению.

Смирение в каче­стве падения, подавления и неудачи живет, к сожалению, во всяком человеке и особенно в тех, кто думает, что он более способный. Таким образом, при таком рассмотрении под сми­рением уже не имеется в виду духовное достоинство, которое дарует Бог совершенным в добродетели, но естественное понимание падения личности в жизнь «против природы», как в мышлении, так и в действии.

Мы привели это, чтобы те, кто хочет удостоиться дара смиренномудрия, знали, что наиболее соответствующее этой цели средство состоит в познании своего страстного состоя­ния, в которое после падения нас привели страсти и пагубная привычка к греховной жизни. Итак, если кто-то спросил бы «Как мне стать смиренным?», то мы должны были бы отве­тить: «Обнаружь смирение, в котором ты находишься, — то смирение, в которое ты скатился при содействии дьявола, греха и различных причин.

Ощутив это, покайся и, плача о таком своем положении, достигнешь духовного смирения, которое тебе дарует Бог». Двумя спосо­бами, причем оба из них полезны, человек измеряет глубину своего падения, после которого он стал, хотя и не должен был быть, бесславным и смиренным. Мы только что описали один из способов, так называемый вид восходящего познания.

Вид нисходящего познания начинается с постижения первого места личности, которое было у него согласно с первоначальным замыслом Бога при творении человека. Что пред­ставлял собой человек в качестве первого творения Божия? Нам достаточно слов Бога, ска­завшего, что мы созданы по Его «образу и подобию» (Быт. 1, 26). Человек был тогда по при­роде прост, добр, кроток, непорочен, целомудрен, правдив и, больше этого, он был проро­ком, праведником, и вообще богобоязненным и светоносным.

Он был далек от всякой нужды и боли, страха и опасности, тления, изменения и смерти — этого страшного врага человека. Такова маленькая картина правильного состояния нашей личности до падения, наше под­линное местоположение. Оставляем в стороне те вечные блага непрестанного блаженства, которые человек наследовал как они есть в недрах отеческой любви Бога.

И вот, если мы сейчас вернемся назад и придем туда, где мы находимся, каждый в отдельности и все вместе, мы обнаружим, насколько мы убоги и смиренны в нашей бесславной и несчастной жизни — жизни, которая ничем не отличается от смерти. Теперь спрошу и я тех, кто хочет стать сми­ренным и не знает каким это сделать образом, достаточно ли им этого средства, чтобы обна­ружить, где они находятся?

Мы знаем Благодать Божию, которая была дарована нам через Крест и Воскресение Христа Бога нашего. Елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти, говорит евангелист Иоанн (Ин. 1, 12). И снова в своем Первом послании он говорит: Вемы, яко егда явится, подобни Ему будем (1 Ин. 3, 2), так что, продолжает Павел, станем наследницы убо Богу, снаследницы же Христу (Рим. 8, 17).

В состояние этой Благодати усыновления, бого-человечества и обожения, нас вознес дар Бога через Иисуса Христа, Спасителя нашего. Каж­дый верующий, через таинства Церкви и соблюдение заповедей Божиих, имеет в себе потен­циально всю эту Благодать, то есть возможность стать чадом Божиим и братом Христу. До­казательством служит пример святых Православной Церкви, которые, как сказал Христос, сотворили то же, что и Он, и даже больше сих, по Его Благодати (Ин. 14, 12).

Так что если сейчас каждый из нас сравнит состояние, в котором он находится — как в своем внутреннем, так и во внешнем мире, — со святостью и обожением, принадлежащими нам по обетованию, то он увидит свое смиренное и бедственное положение, в которое нас увлек дьявол и грех. Таким образом, по добром разъяснении эти два способа, если их приме­нять в соответствии с познаниями каждого, лучшим образом помогают научиться смиренно­мудрию, а затем, после надлежащего подвига, через покаяние достичь, если есть желание, и истинного смирения.

Святые Отцы в различных определениях наставляют нас на путь смирения, но смысл всех их поучений сводится к одному — к непрестанному злостраданию, которое укрепляет все добродетели. Ниже мы приведем некоторые отрывки из изречений наших Отцов, в которых говорит­ся о свойствах и плодах смиренномудрия, и как ведут себя те, кто его имеет, чтобы интере­сующиеся имели ясное представление об этой добродетели.