Иосиф Ватопедский /Слова утешения/ Библиотека Golden-Ship.ru
Антоний Великий однажды увидел в видении, что по всей земле были расставлены сети сатаны, и со вздохом просил Бога известить его, кто может избежать их. И тогда он услышал голос, сказавший ему: «Только смирение». Он же, когда Пимен Великий спросил его, каков самый совершенный подвиг для человека, ответил: «Самоукорение и постоянное ожидание искушения»[3] .
Авва Пимен говорил, что укоряющий самого себя приобретает стойкость и терпение. Он также сказал, что человек нуждается в смиренномудрии и страхе Божием, как в своем дыхании Авва Евагрий говорил, что начало духовного преуспеяния человека — познание самого себя3 . Другой великий подвижник, имевший власть над демонами, спросил их, какое делание и добродетель побеждает их, и они ответили: «Смиренномудрие»4 .
Святой Иоанн, по прозванию Колов, говорил, что смиренномудрие и страх Божий выше всех добродетелей5 . Святой Иоанн Фивейский также сказал, что духовный человек прежде всего должен приобрести смиренномудрие6 . Авва Лонгин говорил, что смиренномудрый не может осудить человека . Авва Сисой, который был самым уважаемым из Отцов пустыни, говорил, что путь, ведущий к смиренномудрию — это воздержание, непрестанная молитва и старание быть в мыслях ниже всех людей8 .
Авва Кроний говорил: «Средства, ведущие к смирению, заключаются в удалении по возможности от материальных вещей и того, что рассеивает ум, в телесном труде и памятовании о смерти» . Другой Старец говорил, что имеющий смирение смиряет демонов . И еще другой Старец говорил, что душа тогда приобретает смирение, когда думает только о том зле, которое сама сделала[4] .
Другой Старец сказал: «Как земля никогда не падает вниз, так и смиренный никогда не падает, потому что он всегда внизу»12 . Другой Старец, когда его спросили, что такое смирение, ответил: «Когда брат твой согрешит против тебя, и ты простишь его прежде, чем он испросит у тебя прощение»13 . В другой раз он сказал, что преуспеяние человека зависит от глубины его смирения: чем глубже он погружается в смирение, тем выше поднимается в преуспеянии14 .
Авва Исайя говорил, что смиренномудрием разрушаются все козни лукавого[5] . И святая Синклитикия говорила, что начало и конец всякого блага в духовной жизни, — это смиренномудрие[6] . Согласно неложному суждению наших Отцов, способ, которым приобретается это бо-голепное свойство, состоит, как учит их опыт, в телесных трудах и самоосуждении, повод для которых легко найти в нашей повседневной жизни.
Вообще, узкий путь христианской этики ведет к стяжанию страха Божия, а страх становится руководителем человека ко всему тому, что способствует «чувству Бога»; он ведет к тем великим добродетелям, которые выражаются в отсутствии самооценки, в самоукорении и претерпевании всякого искушения. Пророк Давид, кроме прочих добродетелей, которые он имел, упоминает в псалмах и о своих телесных подвигах: Виждь смирение мое и труд мой, и остави вся грехи моя (Пс. 24, 18).
А в другом месте он говорит о достоверном признаке, указывающем на прощение Богом его прегрешений: Смирихся, и спасе мя Господь (ср. Пс. 114, 6). Господь наш, опять же, открывает, что Он смиренным дает Благодать (Прем. 3, 34), при этом естественным образом противодействуя гордецам. Итак, если сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50, 19)
, то понятно, почему наши Отцы, а также все, кто на протяжении человеческой истории когда-либо сподобился богопознания, старались в первую очередь быть смиренными. Осознав человеческую ничтожность, так как, по словам Господа, без Него мы не можем ничего совершить (Ин. 15, 5), и познав по Благодати Божией свою сообразность Христу, подобия с Которым мы удостаиваемся поступая и мысля смиренно, да не перестает никто из нас искать, молиться и делать то, что ведет к этому легкому, или даже туне даруемому спасению.
Потому что в таком случае к нам будет обращен сладчайший глас Господа нашего, когда Он, по Своему слову, снова придет воздать каждому по делам его (Мф. 16, 27) и скажет: Блажени нищие духом, яко тех есть Царствие Небесное (Мф. 5, 3), которого да сподобимся мы все. Аминь. СЛОВО О ЛЮБВИ Любовь есть совершенство веры и послушания божественной воле; в ней исполнение закона и путь по превосхождению апостола Павла (1 Кор. 12, 31).
Три первоапостола Петр, Иоанн и Павел говорят о любви в следующих характерных словах. Апостол Петр говорит: Прежде же всех друг ко другу любовь прилежну имейте (1 Пет. 4, 8), подчеркивая слова прежде всех. Апостол Иоанн, который считается апостолом любви, в своем Евангелии и Посланиях с догматической точностью описывает ее происхождение и ее место в жизни разумных существ.
Однако для нас, чтобы достичь цели нашей беседы, достаточно будет ограничиться тем описанием любви, которое дает апостол Павел в Первом Послании к Коринфянам, потому что это описание имеет одновременно и теоретическую и практическую стороны. Апостол Павел не только описывает любовь, но и анализирует ее, желая нам показать ее составляющие, то есть то, что входит в ее существо, — но не по природе, так как по природе она божественна и непостижима, а в ее действованиях.
Описав все высочайшие дарования, обладателями которых были апостолы, учители, пророки, а также те, кто имел дары исцелений, говорения на языках, толкований, он как бы сожалея о том, что он до сих пор упомянул, и желая перенести нас в более высокую сферу, продолжает: Ревнуйте же дарований больших, и еще по превосхождению путь вам показую. Аще языки человеческими глаголю и ангельскими, любве же не имам, бых яко медь звенящи, или кимвал звяцаяй.
И аще имам пророчество, и вем тайны вся и весь разум, и аще имам всю веру, яко и горы преставляти, любве же не имам, ничтоже есмь. И аще раздам вся имения моя, и аще предам тело мое, во еже сжещи е, любве же не имам, ни кая польза ми есть. Любы долготерпит, милосердствует, любы не завидит, любы не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своих си, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, радуется же о истине; вся покрывает, всему веру емлет, вся уповает, вся терпит. Любы николиже отпадает (1 Кор. 12, 31;13, 1-8).