Иосиф Ватопедский /Слова утешения/ Библиотека Golden-Ship.ru

Так как мы склонны к переменам и изменчивости, по­сторонние воздействия могут сильно влиять на нас и соответствующим образом изменять. Закон воздействия более силен передать нам то, чему мы восхищаемся в личностях других людей. Если мы обратим внимание, мы увидим что в нас, в наших характерах, часто обнару­живаются виды и обличья того, что нас окружает: мы в этом смысле напоминаем зеркала, отражающие на своей поверхности то, что находится напротив. Возьмем один пример.

Когда мы окажемся рядом с человеком добродетельным, благопристойным, кротким, мудрым, бла­городным, тогда сами собой и мы, почти не чувствуя перемены состояния, становимся бла­городными, доброжелательными, приветливыми. Это означает, что здесь на наш характер оказал влияние закон воздействия. Но все это относится к законам естественным. Мы же обратим свое внимание на вещи более высокие, которые весьма отстоят от немощных законов природы, на те, в которых дей­ствует превышающая природу Благодать Божия, «немощная врачующая и оскудевающая восполняющая»[11] .

У нас, верующих, интересы сосредоточены не на слабых и бедных формах человеческих достижений — мы познали их, испробовали и почитаем теперь за «отбросы» перед превосходящим богатством Благодати Христовой (ср. Флп. 3, 8). Истинные христиане должны взирать откровенным лицем на черты характера Господа нашего Иисуса, и тогда чу­до совершится. Вся наша жизнь слагается из различных энергий и моментов самовыражения: если каждую из своих энергий мы сможем соотнести, как со своим первообразом, с соответ­ствующими энергиями Господа нашего, тогда все наше существо тоже изменится.

Сила доб­ра, которое всегда изобилует в нашей разумной природе, есть мощный притягивающий «магнит». Но все-таки это изменение есть, главным образом, дело Благодати. Апостол Павел, ис­пытавший действие совершившегося с ним изменения, подчеркивает, как мы видели: якоже от Господня Духа. За пределами естественного закона воздействия присутствует Благодать Господня, которая исцеляет всякую немощь и восполняет всякий недостаток; она-то и осу­ ществит со властью это преображение.

Если вы зайдете в фотоателье, во внутреннем поме­щении, где работает фотограф, вы увидите нечто аналогичное тому, что мы обсуждаем. Вы увидите, что фотограф, проявив негатив, кладет на определенном месте внизу под аппара­том, подгадав нужное расстояние, специальную фотобумагу, которая предназначена для пе­чати. Когда все будет готово, фотограф включает аппарат, и лучи, проходя через негатив, отображают на бумаге во всех деталях очертания образа с негатива.

Никто не трогает фото­бумагу и ничего не рисует на ней. Достаточно того, чтобы она была чистой и лежала в пра­вильном положении, после чего лучи, проходя через негатив, сами отображают все нужные очертания. Итак, нечто подобное произойдет и с нами, если мы предоставим Благодати дей­ствовать в нас. Исключим воздействие на нас посторонних вещей и обратим в простоте все свои поры­вы и устремления к Иисусу, и этого будет достаточно, чтобы совершилось чудо.

Необходим и подвиг во всех его видах, необходимо использование всех своих способностей и талантов, но наш характер никто и ничто не сможет изменить, кроме Самого Иисуса. Преизбыточная любовь заставила Его принять образ раба и стать таким же, как мы, чтобы мы стали такими, как Он, в Духе Святом. Если мы захотим в нашей жизни и в наше время исполнять особые виды подвигов зло-страдания, которые совершали наши Отцы, мы постоянно будем чувствовать свою немощь и недостаточность.

Однако «сообразование» нашего характера с характером Иисуса осуще­ствимо более легко, и этому не препятствуют ни место, ни время. Когда нас начинает беспо­коить какая-либо страсть или оказывать воздействие какое-либо сильное пожелание — от самых низших телесных движений до самых высших душевных, — тогда мы должны пре­доставить им возможность найти свое отражение в зеркале жизни Господа нашего: если они соответствуют Его облику, то и мы можем поступить в соответствии с ними, если же нет, то и мы не должны им следовать.

И если нас очаровывают красоты этого мира, подумаем, что все это принадлежит к ми­ру тления, и только одна красота достойна и пригодна к тому, чтобы ее полюбить от всего сердца. Эта красота—Тот, о Ком сказано: Красен добротою паче всех сынов человеческих (Пс. 44, 3). Это Тот, Кто первее возлюбил есть нас (1 Ин. 4, 19), давый Себе избавление за всех (1 Тим. 2, 6).

Имея ответную любовь к нашему Иисусу и становясь сообразными Его характеру, в тойже образ преобразуемся от славы в славу. (2 Кор. 13, 18). Если это будет нами достигнуто, Духом Господа нашего, то исполнится цель нашей жизни. Именно это имел в виду апостол Павел, когда писал: Паки болезную, дондеже вообразится Христос в вас (Гал. 4, 19). Емуже слава во веки веков, аминь.

  «ПОЗНАЙ СЕБЯ» В нашем обществе, если кто захочет последовать определенному жизненному пути, на­пример, заняться наукой или разработкой каких-либо технологий, стать военным и т. п., тот в первую очередь подает в избранный им институт данные о себе: включает свое имя в спи­ски абитуриентов, исповедует свое доверие существующим в том или ином учебном заведе­нии законам и правилам, которым дает обязательство подчиняться.

Затем начинается прак­тическое обучение, в котором студент выделяет, согласно своему желанию, определенную область, которую хотел бы практиковать впоследствии. Его вступление в науку начинается теоретическим обучением, которое необходимо, чтобы он вник в существо того, что его ин­тересует. Потом он приступает к практическому осуществлению принципов своей профес­сиональной специализации согласно традиции своих профессоров, и так продолжается до тех пор, пока он ни станет полноценным специалистом своего дела.

Доказательством его успеха в избранной им области служит, в конце концов, получение диплома. Нечто подобное происходит и в христианской жизни. Мы также с начальной верой в истинного Бога, с участием через таинства в Теле Христовом, Церкви, с исповеданием на­шей веры и исполнением заповедей Божиих и тех установлений, которые согласны с нашей традицией, находимся на верном пути к успеху.

Но этого успеха, этой цели, результата, то есть того, что для нас является «дипломом», мы еще не получили и не достигли. Ниже мы рассмотрим эту тему — тему успешного осуществления нашей цели. В прошлой беседе мы говорили с вами о любви Божией и обо всех ее следствиях. На­правленная главным образом на человека она открылась во всей своей полноте, явив отно­шение Бога к нам, людям.