Послушайте свидетельство из Энциклопедии Брокгауза и Эфрона, по этому же вопросу: «Во всяком случае форма И(егова). — не единственная; рядом с ней, особенно в новейшее время, все более входит в употребление другая форма — Jabe, Jahveh, в пользу которой имеются древние свидетельства блаж. Феодорита (Ίαβέ) и Климента Александрийского (Ίαουέ)».

К сожалению, я еще не успел, проработать все  7-мь книг «Стромат», что бы зачитать для вас самого Климента, а ограничиться ссылкою на Энциклопедию. Но в любом случае, результат, по-моему, на лицо.    Так что в двух словах названия вашей организации — «свидетели…» и «…Иеговы» — мы видим две ошибки: одну — экзегетическую, другую — филологическую; есть и исторические позиции, опровергающие вашу позицию.

Вы готовы продолжать нашу сегодняшнюю беседу или вы устали? Тогда мы могли бы встретиться завтра.   Сектант : Да. Лучше завтра...   (Конец второй встречи)     [i] В качестве примера можно привести перевод этого текста в Современном переводе: (Быт. 48, 13-14) Иосиф поставил Ефрема по правую сторону от себя, а Манассию — по левую, так что Ефрем оказался по левую сторону от Израиля, а Манассия — по правую.

Но Израиль скрестил руки и положил правую руку на голову младшего мальчика, Ефрема, а левую руку на голову Манассии, так что на Манассии оказалась его левая рука, хотя Манассия и был первенец. [ii] Более подробно о том, насколько это справедливо, смотрите в статье Алексея Рассказова «О «переводе» Нового мира». [iii] Творение блаж. Феодорита епископа Кирскаго, г.Москва изд. «Поломник», 2003 г. стр.

21   Диспут со «свидетелями Иеговы»     Встреча третья:   9. О СВЯТОЙ ТРОИЦЕ   Сектант : Я предлагаю сегодня рассмотреть вопрос о «Троице».   Православный : Я ждал этого вопроса.   Сектант : Хорошо. Я думаю, что у вас это самое слабое место. Начнем с того, что в «Еврейских» и «Греческих» Писаниях нет даже упоминания о «Троице».

Бог — одна личность, величайшая во вселенной. Бог — не три личности: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш. Господь един есть» (Втор. 6, 4). Он именно один, прочитаем два стиха: «Не один ли у всех нас Отец? Не один ли Бог сотворил нас?» (Мал. 2, 10); «…потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру» (Рим. 3, 30).

  Сын сотворен, до этого Бог был один. Прочитаем: «И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия» (Отк. 3, 14). Здесь надо обратить внимание на слова «начало создания Божия». Дальше: «Он — образ невидимого Бога, первенец из всего творения» (НМ Кол. 1, 15).   Очевидно, что Бог должен быть превозносим над всем, «чтобы во имя Иисуса преклонилось всякое колено тех, кто на небе, и тех, кто на земле, и тех, кто под землёй, и всякий язык открыто признал Иисуса Христа Господом к славе Бога Отца» (НМ Фил. 2, 10-11).

Как видите, сын все делает и преклоняет к славе своего Отца. При этом очевидно, что сын меньше Отца: «Но хочу, чтобы вы знали, что каждому мужчине глава — Христос, а женщине глава — мужчина, а Христу глава — Бог» (НМ 1 Кор. 11, 3). Сын, прежде всего, посланник своего Отца, это надо помнить: «Иисус сказал им: «Если бы вашим Отцом был Бог, вы любили бы меня, потому что я от Бога вышел и теперь здесь.

И пришел я не от себя, но Он послал меня»» (НМ Ин. 8, 42). Следовательно, и святой дух — действующая сила Бога. Сила — не личность: «Крестившись, Иисус тотчас вышел из воды; и вот, открылись небеса, и он увидел дух Бога, который сходил, подобно голубю, и опускался на него» (НМ Мф. 3, 16). Дух — именно «дух Бога» и не более того.

Бог направляет дух святой для исполнения своих намерений: «…Пошлешь дух Твой — созидаются, и Ты обновляешь лицо земли» (Пс. 103, 30).   Что вы можете сказать по этому поводу?   Православный : В Библии о Святой Троице говорится достаточно много. Прежде всего обратим внимание на тексты из Книги Бытие, где сказано: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему» (Бытие 1, 26)

; «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас» (Быт. 3, 22). Здесь о Творце говорится во множественном числе. В то же время Писание категорично утверждает, что «Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его» (Быт. 5, 1). Возникает звучание некоего единства во множестве. В самой же полноте человеческой природы это единство раскрывается в троичном множестве начал единой человеческой жизни: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5, 23).

  То же самое мы видим и в следующем тексте: «…Сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь» (Быт. 11, 7-8). Здесь глагол «сойдем» во множественном числе, а слово «Господь» (Яhве) в единственном числе. Опять мы слышим о некоем единстве во множестве. Более того, первый стих Библии тоже свидетельствует о единстве во множестве:   $rahw taw   !ymvh ta   !yhla arB tyvarB (

«бэрешит бара элоhим эт hашамайим веэт hаарец»), дословный перевод данного стиха следующий: «Прежде сотворил ОНИ (БОГИ) с небом и с землею». Как мы видим, еврейский глагол Br (бара — «сотворил») в единственном числе, а само первое Имя Бога в Библии — !yhla (Элоhим) во множественном числе.   Кстати, разгадка может заключаться и в глаголе «бара» – (сотворил). Арамейское слово rB (бар)

означает «сын», то есть Бог Отец сотворил мир Сыном Своим. Это не противоречит учению Нового Завета о Господе Иисусе Христе. Сказано: «…и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом» (Еф. 3, 9). В то же время и о Святом Духе сказано: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1, 2).