Святоотеческое наследие [Pagez.ru]

46. Боязнь бедности рождает бедность, но подверженных рождающей утешают люди, а приверженцев рождаемой наказывают ангелы.

47. Корыстолюбцем является превосходящий стяжанием нужду и скупостью обижающий нуждающихся.

48. Тот иконом, но не стяжатель, кто приобретает больше, чем ему нужно, ради служения другим, а не для услаждения имуществом. Если даже и кажется он приобретшим больше собственных нужд, на самом деле он не приобрел большего, так как собственной потребностью считает служение другим.

49. Неправеден желающий стяжать и превзойти в вещах брата, отрекаясь от справедливого равенства.

50. Притворяющийся бедным и тайком грабящий посредством убеждения милостивых — неправедный хищник, ибо он притворством неявно похитил заранее то, что должен был получить настоящий бедняк.

51. "Время, — говорит [Екклесиаст], — рыдать, и время ликовать" (Еккл.3,4). Рыдает человек, терзающий себя покаянными укорами совести, а ликует — делами являющий красоту божественных словес.

52. Желающий иметь свой яростный темперамент безмятежным и негневливым пусть прежде образумит вожделеющее [начало], чтобы оно не было благосклонным к вещественным наслаждениям. Ведь когда это последнее не находится в хорошем состоянии, то неизбежно и родственное ему яростное [начало] оказывается в плохом положении. Стало быть, напрасно трудится устанавливающий себе закон безгневия, но не исцеляющий ложные стремления вожделения, от которых, словно от источников, притекает к гневу возмущение.

53. Воздержан тот, кто пребывает непреклонным в противостоянии всякому безрассудному наслаждению.

54. Бесстрастен утвердивший противодействие (?nstasin) на состоянии, [происходящем] из крайнего воздержания; приобретший такое качество не досаждается всяким страстным наслаждением.

55. Силой воздержания является страх Божий, а мощью бесстрастия — искренняя любовь к священной Монаде.

56. Дело воздержания — удаляться от всякого неразумного удовольствия и ничего не делать против воли заповедей на зло ближнему, а любви — творить всякое благодеяние другим и бесстрастно сносить от других неприятности.

57. Бог по [Своей] благости привел нас от не-сущего к бытию, сотворенных же направляет праведным судом, растворяя справедливость милостью, так как по существу Он есть благо.

58. Священное Писание говорит, что Слово Божие — рука Божия: "Словом Господним небеса утверждены" (Пс.32,6), и: "Я рукой Моей утвердил небо" (Ис.45,12). Святой же Дух назван милостью Божией, как говорит [Писание]: "Излию от Духа Моего на всякую плоть" (Иоил.2,28), и: "Милость Господня на всякую плоть" (Сир.18,13 [12 слав.]). Следовательно, по [Своей] благости создав нас, Он привлекает нас, отделившихся от Него, праведным судом Своим, словно рукой, и по милости принимает [обратно]: Святой Дух, будучи "елеем радости" (Пс.44,8; Евр.1,9), усыновляет (ср. Рим.8,15)

разумные [существа], оправдываемые праведными действиями, [и] благоприятными Отцу в праведности представляет [их].