Дьяченко Григорий /Духовный мир/ Библиотека Golden-Ship.ru

Такой водой для людей и животных служит слюна и поджелудочный сок. Пища, принимаемая нами, растворяется слюною и поджелудочным соком, затем впитывается вместе с водою кровеносными сосудами, которые и разносят ее по всему организму; этот последний, с одной стороны, воспринимает из кровеносных сосудов мельчайшие дозы нужного ему вещества, а с другой - отдает такие же частицы, сослужившие ему службу, которые также водою выносятся вон из организма.

Лишите животный организм влаги, и он умрет, окруженный самыми питательными веществами. То же должно сказать и о растениях. Растение, посаженное на почве, изобилующей питательными веществами, но лишенное влаги, в которой бы эти вещества растворялись, неминуемо погибнет.

Но жизненное значение воды не исчерпывается этим растворением в ней, с одной стороны, веществ, питательных для организма, а с другой - веществ, уже не нужных организму, и доставлением организму первых и уносом из него последних. Организм тогда только бывает способен для всех своих многообразных жизненных отправлений, когда все его части, как внутренние, так и наружные, мягки и эластичны, а для этого все они должны быть пропитаны влагой.

Отсюда ясно, что жизнь может развиваться и процветать только там, где имеется достаточно в свободном жидком состоянии воды для принятия ее внутрь животными, достаточно смочена дождями почва для впитывания из нее воды растениями и, наконец, достаточно насыщен влагою воздух для впитывания этой влаги наружными покровами организмов. Если мы прибавим к этому, что в каждых 100 фунтах веса взрослого человека заключается 70 ф. воды, а в каждых 100 ф.

веса детского организма заключается воды до 90 ф., что такое же весовое отношение наблюдается и в организмах всех животных и растений, то поймем, какое громадное количество воды необходимо для многообразных и многочисленных представителей животного и растительного царства, живущих не в морях, реках и озерах только, но и на материках. Отсюда, без всяких дальнейших вычислений, понятно, что, если бы, напр.

, Московская губерния хоть на одно лето вынуждена была довольствоваться только имеющимися в ней водными источниками, то в это же лето прекратилась бы в ней всякая жизнь, и доселе полная жизни местность превратилась бы в мертвую пустыню. Но Творец, создавший мир, сколько всемогущ, столько же благ и премудр. Назначив воде быть необходимым условием развития и процветания жизни, Он дал ей и особые чудные свойства, благодаря которым она может являться там, где ее мало или вовсе нет и где в ней нуждается жизнь; благодаря которым она спасает жизнь там, где угрожает или чрезмерный летний жар, или чрезмерный зимний холод, одинаково неблагоприятные для жизни животных, как наземных, так и особенно водных.

Рассмотрим же эти свойства и вытекающие из них следствия. Всем известно, что вода кипит и что при этом непосредственно над поверхностью воды образуется белесоватое облачко, которое постепенно рассеивается в воздухе, делаясь невидимым. В то же время количество воды в сосуде мало-помалу убывает, так что, при достаточно продолжительном кипении, в сосуде воды не останется ни капли.

Очевидно, белесоватое облачко над кипящей водой состояло из той же воды, только перешедшей в другое состояние, при котором вода, удалившись несколько от кипящей поверхности, сделалась, подобно воздуху, невидимой. Такое состояние воды называется газообразным, и вода в таком состоянии называется уже не водою, а паром. Таким образом, вода обладает свойством превращаться в пар.

Но этим свойством вода обладает не при одной только температуре кипения, но при всяких температурах, даже когда она бывает в виде льда или снега. Известно, что вымытое и мокрое белье зимою сушат на морозе; простой народ говорит в этом случае, что мороз выжимает воду; но так как при этом никакой воды не остается, то и нужно полагать, что хотя мороз и превратил воду в лед, но и лед, подобно всякой воде, испарился.

Однако количество воды, превращающейся в пары, всецело зависит от температуры: чем температура воды выше, тем более получается паров, чем же температура ниже, тем и паров получится менее. Отсюда понятно, что летом вода испаряется сильнее, а зимой слабее; точно так же сильнее в странах тропических, где источник земной теплоты - солнце - дважды в год стоит над головой; в странах же умеренных, какова, напр.

, Московская губерния, испарение уже значительно слабее; а в странах еще более северных испарение сравнительно вовсе слабо. С другой стороны, количество паров зависит от поверхности испаряющейся воды. Вода в стакане, где поверхность незначительная, испарится только в несколько суток, тогда как та же вода, разлитая на полу, испарится в несколько часов.

Отсюда следует, что наибольшее количество паров дают моря и океаны, а наименьшее реки, речки и ручейки. Наконец, количество паров зависит от температуры пространства, в которое эти пары поступают: чем выше его температура, тем в нем вместится большее количество паров; с уменьшением же температуры уменьшится и количество паров, могущих поместиться в том же пространстве.

Это свойство паров указывает на то же, т.е. что наибольшее количество их образуется в странах тропических. Но высшее развитие жизни, как по количеству, так и по качеству представителей жизни, находится не в океанах, а на материках. А так как на материках воды слишком мало для удовлетворения многообразных потребностей населяющих материки многочисленных видов растений и животных, включительно до человека, а над океанами (как частью и над реками)

, образуется избыток ненужных океану паров, то для жизненных целей природы необходимо, чтобы образующиеся из воды пары получали особую силу - двигательную, при помощи которой они могли бы, вместе с воздухом, переноситься в места, отдаленные от места своего образования, в места нуждающиеся и здесь, теряя свойства пара, снова переходить в жидкое состояние.