Хью Росс « Творец и Вселенная»
Тем не менее, он должен удивляться тому, что жив». 35 В продолжение рассуждений Крэга и Свинберна можно добавить, что заключенный может придти к такому выводу: поскольку он жив, все снайперы промахнулись по какой-то невероятнейшей случайности. Он, конечно, может приписать сохранение своей жизни невероятному везению, но намного разумнее предположить, что ружья были заряжены холостыми патронами, или что снайперы намеренно стреляли мимо.
Кто-то распорядился, чтобы он остался жив. Точно так же разумно предположить, что причиной возникновения такой удивительной гармонии во Вселенной является воля Творца. Аргумент 2. замысел Вселенной – это просто антропоморфизм. Американский астрофизик Джозеф Силк в своей последней попытке рассказать непосвященным людям о космологии «Большого Взрыва», высмеивает вывод о том, что Вселенная была особым образом устроена в целях поддержания жизни.
Он сравнивает «бессмысленность» идеи о замысле с безрассудством блохи, которая считает, что собака, на которой она паразитирует, была создана ради блохи. «Ошибка блохи, – заключает он, – становится очевидной тогда, когда на собаку надевают противоблошинный ошейник»36 . В своих доводах Силк игнорирует некоторые ключевые моменты. Если блоха и проявляет некоторую эгоцентричность, полагая, что собака создана исключительно ради нее, нет смысла опровергать то, что собака действительно была создана с определенной целью, или даже с несколькими целями. (
Миф о том, что жизнь является продуктом чисто случайных природных процессов, обсуждается в разделе «Бог и «сверхизмерения» ). Противоблошиный ошейник скорее подтверждает идею замысла (популяционный контроль), чем опровергает ее. Но что более важно, в то время как мы можем представить многих животных как «места проживания» блохи, каждое из них в свою очередь потребует каких-то элементов замысла, облегчающих жизнь блохи.
Хотя подходящих мест обитания для блох относительно много, подходящих вселенных для жизни людей, кроме нашей, нет. Астрофизики не сумели изобрести вселенных, значительно отучающихся от нашей, которые могли бы обеспечить жизнь человеческих существ, или любого другого представимого вида разумной жизни. Аргумент 3. Доводы в пользу замысла не относятся к области науки, потому их следует игнорировать.
Публикации Национального Центра научного образования среди своих прочих антикреацио-нистских доводов, беспрестанно подчеркивают, что наука является «эмпирически обоснованной и вне сомнения материалистической (чудеса недопустимы)», и что «любая теория со сверхъестественным обоснованием не является научной»37 . Поскольку концепция замысла предполагает сверхъестественное вмешательство, аргументы в ее пользу следует игнорировать, потому что «их нельзя рассматривать как научные»38 . Опровержение.
Утверждать, что наука и теология взаимно исключают друг друга, может, и удобно для материалистов, которые не хотят даже пытаться защищать свою философию, но это несостоятельная позиция. Наука редко бывает религиозно нейтральной. Равным образом, религиозная вера редко бывает научно нейтральной. Как наука, так и теология часто обращаются к причинно-следственным связям и процессам развития в области природы и рассматривают вопросы происхождения Вселенной, Солнечной системы, жизни на Земле и развития человечества.
Когда дело доходит до объяснения причин и процессов развития и происхождения, всегда имеются две возможности: прибегнуть к естественным или сверхъестественным объяснениям. Догматически настаивать на том, что сверхъестественные ответы никогда не должны рассматриваться, равносильно требованию, чтобы все человеческие существа следовали только одной религии, – религии атеистического материализма.
Я нахожу забавным тот факт, что во имя религиозных свобод некоторые сторонники научного образования настаивают на избавлении наших образовательных и исследовательских учреждений от любой веры, которая осмеливается не соглашаться с их собственной. Аргумент 4. Порядок, вышедший из хаоса . Мысль, что под воздействием чисто природных условий может возникнуть и возникает порядок из хаоса, была впервые предложена Дэвидом Хьюмом почти двести лет назад.
Недавно она была возрождена химиком и лауреатом Нобелевской премии Ильёй Пригожиным в книге «Порядок из хаоса»39 , а затем популяризирована в дорогостоящем кинофильме «Парк Юрского периода». Хьюм выдвинул свою гипотезу, никак ее не аргументировав. Пригожин указал на несколько химических реакций, в которых порядок как будто бы появляется из хаоса.
«Парк Юрского периода», фактически, касается совершенно другого предмета, а именно теории хаоса и логики неопределенности. Принцип, лежащий в основе теории хаоса и логики неопределенности, заключается в том, что, пытаясь предсказать результат или будущее состояние исключительно сложных систем, на каждом этапе разрешения проблемы исследователь должен искать скорее приблизительные ответы или выводы, нежели точные.
Предположение о природном, самоорганизующемся принципе в хаотических системах возникает из наблюдения, заключающегося в том, что чем более сложной является система в целом, тем вероятнее отход от термодинамического равновесия в отдельных ее частях (и тем сложнее определить, чем на самом деле является состояние равновесия). Согласно второму закону термодинамики, энтропия возрастает во всех системах, но энтропия может и уменьшаться (т.е. порядок может возрастать)
в одной части системы при условии дополнительного увеличения энтропии (т.е. беспорядка) в другой ее части. Поскольку исследователи имеют склонность недооценивать сложность некоторых систем, они иногда удивляются тому, насколько далеко от термодинамического равновесия может уйти маленькая часть системы. Но термодинамические законы предписывают, что такие отклонения являются временными и чем больше, отклонение, тем быстрее эти отклонения возвращаются к норме.
Без отклонений от термодинамического равновесия например, не могли бы образоваться дождевые капли и снежинки. Но образование дождевых капель и снежинок почти исчерпывает природные возможности самоорганизации. Хотя структура снежинок выявляет высокую степень самоорганизации, информационное содержание их структуры остается достаточно низким.