Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

Михаил стал первым Ангелом после падения Люцифера и Ангелом Хра­нителем еврейского народа. Об этом прямо говорит Кни­га пророка Даниила: «И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего» (Дан. 12, 1). Здесь речь идет именно об Архангеле Михаиле, который всту­пится в конце времен за христиан. И сказано, что на небе­са доступ диаволу и его демонам закрывается, они сверга­ются Михаилом и его Ангелами с небес в поднебесье и уже там стараются губить людей.

Причем, обратите внимание, демоны не устояли против Архангела Михаила, потому что зло не всесильно. «И низвержен был- великий дракон, древний змий, называе­мый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвер-жен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр. 12, 9). Дракон, змей — это нечто извивающееся. Почему извива­ющийся? Потому что в нем нет правоты, он ползучий, он обманщик.

Дракон поэтому и называется змеем древним. Таким образом, Библия прямо объясняет, что именно древний дракон, Люцифер, соблазнил Еву и Адама, войдя в рептилию — змея физического. Поэтому и сказано, что он древний змей, древний лжец, обманщик, древний изна­чальный враг людей. «Диавол» переводится с греческого как «клеветник» — тот, кто клевещет на людей, желая их 170   погубить.

Он называется еще «сатаной» — то есть «против­ником», «врагом» — за свое отвращение и ненависть к тво­рению Божиему. Люцифер был «низвержен на землю, и ангелы его низвер-жены с ним» (Откр. 12, 9). Диавол обманывает всю оби­таемую землю, всю вселенную. Именно он порождает великий обман, великое зло, разрушительное для челове­ческих душ.

Подумайте, какой нормальный человек может кланяться творению своих рук как Богу? Сделать деревяш­ку и сказать, что это Бог? Это полное безумие, за которым стоит обман Люцифера. Однако язычество до сих пор рас­пространено среди миллионов людей. Диавол говорил через идолов, прельщая народы. Именно диавол явил­ся Мухаммеду в свое время, сделав его своим посланни­ком; он являлся многим еретикам, которые впоследствии извращали учение Божие; он действовал в Ленине, в Гит­лере.

Это тот самый дракон, который обольщает народы. Главное его оружие — не сила, а ложь. «И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Хри­ста Его, потому что низвержен клеветник братий наших, кле­ветавший на них пред Богом нашим день и ночь» (Откр. 12, 10). Голоса в небе Ангелов Божиих начинают новую ораторию радости.

Мы видим, что Литургия продолжается на небе­сах. И Ангелы говорят: радуйтесь, все небеса, наконец-то, доступ сюда злодею закрыт; непрерывная клевета, изли­вавшаяся против людей Божиих, прекращена. Диавол хочет, чтобы Бог только карал людей, но никого не про­щал, поэтому и клевещет на человека, показывая, что тот недостоин милости Бога. Идея сатаны — людей втолкнуть в грех, а потом сказать Богу, что Его творение неудачно, что Сам Бог не умеет творить, что место Господа принад­лежит ему, Люциферу.

Но эта клевета опровергается тор­ 171   жеством святых, мученики связывают диавола, их свиде­тельство, их верность побеждают его. И в итоге клеветник низвергается с неба. «Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти. Итак весе­литесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море!

потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени» (Откр. 12, 11-12). Христиане победили диавола через Кровь Агнца, то есть через Кровь Христа. Они победили его словом своего сви­детельства, подтвердив верность Христу, потому что были причастны Крови Иисуса, защищены Кровью Спасителя. Почему Кровью Агнца? Как евреи в Египте спаслись от гибели кровью ягненка, помазав ею косяки своих две­рей, точно так же и христиане побеждают, когда «поро­ги» их чувств отмечены Кровью, которой они причаща­ются во время Евхаристии.

Христиане побеждают через Кровь Христа и через то, что свидетельствуют о суверен­ной власти Христа. В последнее время диавол изобрел множество ухищрений, чтобы опорочить истину: он гово­рит, что христианство не модно, не справедливо, не науч­но, не толерантно, не национально, не политично, не раз­умно. Христиане на это отвечают так: «Славлю Отца и Сына и Святого Духа, Троицу Единосущную и Нераздель­ную, царствующую от века и до века. Аминь».

Диавол дерз­ко вопрошает: «Кто поверит, что Иисус — Сын Божий?», а христиане свидетельствуют: «Верую, Господи, и испове­дую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, при-шедый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз» («Верую, Господи, открыто признаю, объявляю, что Ты поистине Христос, пришедший в мир грешных спасти, из которых первый, то есть самый большой есть я»).

Диа-вол не унимается: «Кто может поверить, что вы едите Тело 172   и Кровь Христа?» А мы отвечаем: «Еще верую, яко сие самое есть пречистое Тело Твое, и сия самая есть честная Кровь Твоя». Мы просто говорим, что веруем, и все! Един­ственное средство спасения — это вера, которая победи­ла сатану словом свидетельствования.

Исповедание веры — это и есть слово свидетельствования, способное одолеть Люцифера.87 Кровь Христа мы на себе запечатлеваем зна­ком Крови — крестным знамением. Мы крестимся и испо­ведуем веру христианскую. Читаем дальше Апокалипсис. Чем христиане победи­ли? «И не возлюбили души своей даже до смерти» (Откр. 12, 11). Это значит, что человек лучше умрет, но грешить не ста­нет, не будет служить диаволу.

Как писал Блаженный Авгу­стин: «Два града созданы двумя родами любви: град зем­ной — любовью к себе, доведенною до презрения к Богу, и град небесный — любовью к Богу, доведенною до пре­зрения к себе» (О граде Божием. Книга 14, глава 28). Они не возлюбили своей души даже до смерти, до самого кон­ца, и этим одолели диавола. Так что для того, чтобы побе­дить, нужно не жалеть себя, а, наоборот, понуждать себя к добрым делам, даже когда этого совсем не хочется; нуж­но иметь мужество поступать наперекор взглядам окру­жающих, даже рискуя испортить их мнение о нас. Глав­ное — быть с Богом.