Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

85 «А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шесть­десят дней» (Откр. 12, 6). Дело Церкви завершится, когда она достигнет совершенства — соберет всех своих детей. После этого Церковь удалится из этого мира. Мы знаем, что в конце времен на 1260 дней христиане уйдут из мира, будут скитаться в горах, пустынях, скрываться в вертепах, жить в безлюдных местах.

Сам Господь будет их кормить и заботиться о них. Здесь видна прямая параллель с древ­ним народом Бога — еврейским: выведя евреев из египет­ского рабства, Господь направил их в пустыню. Он говорил через пророка Осию к еврейскому народу, что Израиль стал блудной женой, поэтому пустыня необходима ему как 168   очищение, как путь обратно, к истинному Богу: «Я увлеку ее, приведу ее в пустыню, и буду говорить к сердцу ее» (Ос. 2, 14).

Создатель, обращаясь к Своему народу, предсказывает последнее обращение евреев в Православие при антихри­сте. Сказано, что Сам Бог будет кормить Свой народ, как кормил его в пустыне.86 Господь предупреждает, что нуж­но будет бежать, когда придет антихрист. В эти 1260 дней Церковь будет учиться новым тайнам и готовиться к пере­ходу в вечность. Это время последнего великого обучения святой Церкви, последняя подготовка перед переходом в Царство Божие.

Сказано, что последнее, дополняющее число мучеников войдет в Церковь именно в это время. Многие святые, например, святой Нифон Кипрский, гово­рили, что те праведники, которые просияют в конце вре­мен, окажутся выше многих великих святых, хотя никаких особых великих деяний не будут творить; но они сохранят свое сердце в чистоте Бога, они окажутся Ему верными, будут исповедовать имя Господне и за это спасутся.

«И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воева­ли против дракона, и дракон и ангелы его воевали [против них], но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе» (Откр. 12, 7-8). Здесь говорится о великой войне, а точ­нее, новом ее этапе. Из среды Ангелов Люцифер был изгнан сразу же после творения. Об этом рассказывает Книга пророка Иезекииля: «От обширности торговли тво ей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней» (Иез. 28, 16).

И Христос сказал: «Я видел сатану, спадшего с неба, как мол­нию» (Лк. 10, 18). Но при этом доступ на небо сатана имел, это видно из Писания: когда сыны Божии пришли покло­ниться Богу, пришел с ними и сатана. Он же приходил кле­ветать Богу на праведного Иова; у пророка Михея опи­ 169   сывается, как сатана был возле Господа и подтверждал, что станет духом лжи в устах у лжепророков.

Так что диа-вол имел доступ в небо и клеветал на людей Божиих день и ночь. А когда появляется Церковь Божия, Господь сверга­ет с небес сатану. Он посылает Архангела Михаила, чтобы вновь воевать с диаволом. Между прочим, слово «Михаил» означает в переводе с еврейского «кто как Бог» в значе­нии «никто не равен Богу». Так возгласил Архангел Миха­ил во время первой битвы с Люцифером: «Никто не равен Богу, и никто не может быть подобным Ему».

Михаил стал первым Ангелом после падения Люцифера и Ангелом Хра­нителем еврейского народа. Об этом прямо говорит Кни­га пророка Даниила: «И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего» (Дан. 12, 1). Здесь речь идет именно об Архангеле Михаиле, который всту­пится в конце времен за христиан. И сказано, что на небе­са доступ диаволу и его демонам закрывается, они сверга­ются Михаилом и его Ангелами с небес в поднебесье и уже там стараются губить людей.

Причем, обратите внимание, демоны не устояли против Архангела Михаила, потому что зло не всесильно. «И низвержен был- великий дракон, древний змий, называе­мый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвер-жен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр. 12, 9). Дракон, змей — это нечто извивающееся. Почему извива­ющийся? Потому что в нем нет правоты, он ползучий, он обманщик.

Дракон поэтому и называется змеем древним. Таким образом, Библия прямо объясняет, что именно древний дракон, Люцифер, соблазнил Еву и Адама, войдя в рептилию — змея физического. Поэтому и сказано, что он древний змей, древний лжец, обманщик, древний изна­чальный враг людей. «Диавол» переводится с греческого как «клеветник» — тот, кто клевещет на людей, желая их 170   погубить.

Он называется еще «сатаной» — то есть «против­ником», «врагом» — за свое отвращение и ненависть к тво­рению Божиему. Люцифер был «низвержен на землю, и ангелы его низвер-жены с ним» (Откр. 12, 9). Диавол обманывает всю оби­таемую землю, всю вселенную. Именно он порождает великий обман, великое зло, разрушительное для челове­ческих душ.

Подумайте, какой нормальный человек может кланяться творению своих рук как Богу? Сделать деревяш­ку и сказать, что это Бог? Это полное безумие, за которым стоит обман Люцифера. Однако язычество до сих пор рас­пространено среди миллионов людей. Диавол говорил через идолов, прельщая народы. Именно диавол явил­ся Мухаммеду в свое время, сделав его своим посланни­ком; он являлся многим еретикам, которые впоследствии извращали учение Божие; он действовал в Ленине, в Гит­лере.

Это тот самый дракон, который обольщает народы. Главное его оружие — не сила, а ложь. «И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Хри­ста Его, потому что низвержен клеветник братий наших, кле­ветавший на них пред Богом нашим день и ночь» (Откр. 12, 10). Голоса в небе Ангелов Божиих начинают новую ораторию радости.

Мы видим, что Литургия продолжается на небе­сах. И Ангелы говорят: радуйтесь, все небеса, наконец-то, доступ сюда злодею закрыт; непрерывная клевета, изли­вавшаяся против людей Божиих, прекращена. Диавол хочет, чтобы Бог только карал людей, но никого не про­щал, поэтому и клевещет на человека, показывая, что тот недостоин милости Бога. Идея сатаны — людей втолкнуть в грех, а потом сказать Богу, что Его творение неудачно, что Сам Бог не умеет творить, что место Господа принад­лежит ему, Люциферу.