Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse Ed. Golden-Ship.ru 2012 Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.
Но такие интерпретации не соответствуют Библейской реальности. Священное Писание прямо говорит, что «откроется человек греха и сын погибели» (2 Фес. 2, 3). Здесь — прямое свидетельство слова Божиего, которое мы не имеем права игнорировать во имя каких-то выдумок. Антихрист будет человеком. И, что самое страшное, человеком совершенно гениальным, наделенным многими дарами, которые он обратит во зло.
А зверем он будет называться за свою звериную жестокость и еще потому, что при нем государство покажет свой звериный оскал. В Книге пророка Даниила есть прямая параллель этому видению: «Начав речь, Даниил сказал: видел я в ночном видении моем, и вот, четыре ветра небесных боролись на великом море, и четыре больших зверя вышли из моря, непохожие один на другого.
Первый — как лев, но у него крылья орлиные; я смотрел, доколе не вырваны были у него крылья, и он поднят был от земли, и стал на ноги, как человек, и сердце человеческое дано ему.92 И вот еще зверь, второй, похожий на медведя, стоял с одной стороны, и три клыка во рту у него, между зубами его; ему сказано так: „встань, ешь мяса много!"»93 (Дан. 7, 2-5).
Эти четыре зверя — империя Александра Македонского, разделившаяся после его смерти на четыре царства. «После сего видел я в ночных видениях, и вот зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов быиіо у него.
Я смотрел на эти рога, и вот, вышел между ними еще небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним, и вот, в этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно. Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем быиіо бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая 179 волна; престол Его — как пламя огня, колеса Его — пытающий огонь.
Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги» (Дан. 7, 7-10). «Ветхий днями» — это кто? Это Иисус Христос — Вечный Сын. И перед Ним — огненная река, и рядом сидят некие судьи. Кто эти судьи? Это двенадцать апостолов. «И раскрылись книги» — это книги судеб.
« Видел я тогда, что за изречение высокомерных слов, какие говорил рог, зверь был убит в глазах моих, и тело его сокрушено и предано на сожжение огню. И у прочих зверей отнята власть их, и продолжение жизни дано им только на время и на срок» (Дан. 7, 11-12). Последний, четвертый, зверь умерщвляется лично Христом за высокомерные слова, которые он говорил.
А ведь этот зверь действительно могучий, коварный, пожирающий своими зубами всю землю. Четыре его рога — это железная Римская империя (символ Рима — железо). Деятельность зверя продолжается и сейчас — глобальная цивилизация, порожденная Римом, растет. Мы видим, что европейская цивилизация распространила свое влияние на весь мир — это и есть тот самый зверь, выросший из Рима и снова отрекающийся от Бога, снова становящийся злодейским.
На его голове — десять рогов: это символ десяти последних царств. Итак, зверь выходит из моря, то есть перед пришествием антихриста начнется хаос, рухнут государства, и из этой глобальной революции поднимется великий враг, а вместе с ним из хаоса восстанут десять государств. Библия намекает на некоторые из этих царств, которые будут иметь особое значение перед концом мира.
Не считая Израиля и Рима, власть которых очевидна уже сегодня, политическую силу обретут такие государства как Ливия, Египет, Эфиопия, Персия и некая великая северная страна, управ 180 ляемая Гогом. Сердце мятежа антихриста — в странах, расположенных в районе Вавилонии и Персии. Это Иран и Ирак. Библия также говорит, что среди десяти рогов — десяти всемирных правителей — будет и некий Гог.
Поднимется еще одиннадцатый правитель, не из числа десяти, придет он к власти тихо и незаметно. Это и будет великий враг — антихрист. Когда он явится, то сразу уничтожит три царства, три народа и после подчинит себе всех остальных правителей. Итак, давайте обратимся к описанию антихриста. Сказано, что он будет иметь десять рогов и семь голов, «на рогах его десять диадем, и на головах его имена богохульные» (Откр. 13, 1).
Его описание очень похоже на описание сатаны — дракона: те же семь голов и десять рогов, и диадемы, короны. С чем это связано? Все очень просто: антихрист есть подобие сатаны, в нем будет обитать сатана, антихрист невольно будет иметь в себе демона, будет им одержим. Как говорит святитель Андрей Кесарийский, не думайте, что сатана воплотился, воплощаться ангелы не могут и не умеют, эта власть дана только Творцу, Который смог стать человеком, оставаясь Богом; сатана же будет жить в антихристе, как в храме, как в избранном своем сосуде.
Семь рогов, вернее семь голов, — это семь смертных грехов, при помощи которых диавол через антихриста собирается порабощать людей. Антихрист примется за пропаганду гордыни, чревоугодия, разврата, сребролюбия, тщеславия, гнева и отчаяния.94 Он выйдет из моря, из хаоса, который сам же и соделает.95 Есть такое понятие — «управляемый хаос», его-то антихрист успешно воплотит в жизнь: он добьется того, что все ныне существующие государственные структуры рухнут, открывая путь к его владычеству.
Антихрист будет обольщать человека и дей 181 ствовать на его ум. Главная атака — не силовая, а духовная, направленная на подавление духовных основ в человеке. Задача антихриста — привести к гибели все человечество, а не просто установить мировой политический порядок, как нам пытаются внушить. Началось это внушение с того, что антицерковь, так называемое мировое закулисье, стали называть просто политической силой.