Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

Это четыре высших Херувима, сто­ящие возле трона Бога: орел, телец, человек и лев. «Это те, которые не осквернились с женами, ибо они дев­ственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцу Богу и Агнцу. И в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим» (Откр. 14, 4-5). Здесь речь идет о добродетели девства, о которой в наше время не принято говорить.

Сейчас говорят о важности христианского брака, совер­шенно необходимого из-за распространившегося развра­та. Брак — не высшее состояние.108 Выше брака — монаше­ство, девство, когда человек полностью отдает Богу всю свою жизнь; когда он настолько любит Бога, что презира­ет все земные институты, отказывается от детей, от супру­жества и от своего дома только для того, чтобы полностью 199   принадлежать Богу.

И вот в этой чистоте, в этом девстве человек достигает наибольших высот. Как говорит препо­добный Иоанн Лествичник: «Свет монахов суть Ангелы, а свет для всех человеков — монашеское житие» (Лествица, или Скрижали духовные. Слово 26, 31), поэтому и назы­вается монашество ангельским житием. Такие величай­шие праведники и будут петь великий гимн, новую песнь перед лицом Бога, песню, делающую человека похожим на сверкающий изумруд, сверкающий сапфир, прони­занный Божественным сиянием.

«И в устах их нет лукав­ства; они непорочны пред престолом Божиим» (Откр. 14, 5), то есть Господь, искупивший их, очистил их до состоя­ния полной безупречности. Основная цель монахов не в том, чтобы поднимать хозяйство или заниматься социаль­ной работой, что, конечно, тоже хорошо, а в достижении непорочности. Не просто молиться, а стать абсолютно праведными, достигнуть высот святости.

Так что мона­стырь — это как раз то удивительное собрание спасенных, которое дает ответ на вызов злого собрания погибающих. «И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живу­щим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу» (Откр. 14, 6). Святой Иоанн видит, как по повелению Хри­ста появляется некий дух, Ангел Божий, летящий посреди­не неба и возвещающий всем народам о наступлении Суд­ного Дня и о вечном Евангелии.

Есть два предположения о том, как это будет происходить. Первое: это будет самый настоящий Ангел, возвещающий людям, живущим во вла­сти антихриста, покаяние — что вполне возможно. Второе: речь идет о последней проповеди Евангелия для всех наро­дов, которая начнется еще до прихода антихриста. Поче­му Евангелие называется вечным? Потому что в нем зало­жена вечная воля Бога Отца, Сына и Святого Духа — это 200   слово не зависит от времени.

Вечное — еще и в противовес современным модернистским версиям Евангелия. Ангел благовествует всем живущим на земле; его воззвание обра­щено ко всякой расе, ко всякому племени, ко всякому язы­ку, ко всякой национальности, то есть проповедь Еванге­лия — ко всем без исключения людям. Это повеление Бога, и все, кто ограничивает проповедь Евангелия другим наро­дам, будут брошены Им в бездну — за то, что препятствова­ли спасению многих людей.

«И говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воз­дайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклони­тесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод» (Откр. 14, 7). Начало покаяния — в страхе Божием; еще Соломон говорил, что «начало премудрости — страх Госпо­день» (Притч. 1, 7). Некоторые утверждают, что пропо­ведь должна начинаться с любви или с чего-то еще, одна­ко это противоречит Писанию.

Тот, кто не почувствовал страха Господня, никогда Божественной любви не почув­ствует — он почувствует фантазию и выдумку вместо люб­ви Божией. И Ангел говорит: испугайтесь Бога, хотя бы страхом вырветесь из огня; воздайте Ему славу, прославь­те Его «и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод» (Откр. 14, 7). Главная идея, которую диа-вол выдвинет против Бога, заключается в том, что мир не сотворен Богом, а сам по себе организовался и сам по себе развивается.

И следовательно, и люди сами себя могут развивать. Собственно, антихрист и «вырастает» из этих революционных идей: все само по себе совершен­ствуется, эволюционирует и со временем только улучша­ется, прогрессирует. Но Ангел против этого говорит: поклонитесь Тому, Кто сотворил небо и землю, и моря, и источники вод; Кто сотворил все Своим могуществом и, будучи Творцом, Сам правит всем.

201   «И другой Ангел следовал за ним, говоря: пал, пал Вави­лон, город великий, потому что он яростным вином блуда свое­го напоил все народы» (Откр. 14, 8). Другой Ангел возвещает падение глобальной цивилизации зла. В Священном Писа­нии Вавилон — символ величайшего отступничества всех времен. В этом городе люди, решившие поднять мятеж против Бога, начали строить башню высотою до небес.

Однако строительство было пресечено Господом, Кото­рый «смешал языки». Люди, переставшие понимать друг друга, прекратили строительство и рассеялись по земле. Вавилон изначально был центром отступничества, а позд­нее стал центром мирового язычества, колдовства, ворож­бы и чародейства. И вот это мировое средоточие разврата падет, будет уничтожено.

Здесь речь идет о падении некой столицы мировой цивилизации, которая будет названа этим Вавилоном. Например, Библия называет Вавило­ном еще и Рим — за то, что там находился центр колдов­ства и богоборчества во времена преследований и гоне­ний на христиан. Так что Ангел сообщает радостную весть: наконец-то пришел конец Вавилона, центра мирового нечестия, цивилизации диавола, мировой закулисы, анти­церкви.

Ангел, предсказывая гибель этой цивилизации от рук самого антихриста, радостно восклицает: «Упал, упал, наконец-то он сокрушен навсегда!» «Яростным вином блуда своего напоил все народы» (Откр. 14, 8). Развращение, которое пропагандирует Вави­лон, навязывается всем странам с большой яростью: это и всевозможные гей-парады, и внушение, что истин мно­го, и что поэтому все мировые религии равны.