Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

Христианин должен умирать с надеждой на Бога и с именем Бога на устах сво­их. «Блаженны мертвые, умирающие в Господе», потому что они отдыхают «от трудов своих, и дела их идут вслед за ними» (Откр. 14, 13). Здесь говорится об участи людей до Воскре­сения — их ждет покой. Умирающий во Христе получает покой от Бога, поэтому и апостол Павел говорил о смер­ти: «Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение» (Фил. 1, 21).

Это правильное отношение человека к смер­ти: тот, кто живет по заповедям, мечтает о смерти как о дне освобождения. Как и Дух Святой говорит: «Отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от тру­дов своих, и дела их идут вслед за ними» (Откр. 14, 13). Иоанн Златоуст вопрошал, почему люди считают счастливей живого, а не умершего праведника?

Ведь зачастую жизнь пропитана болью и страданиями — у нас боли больше, чем радости, у нас несчастья больше, чем счастья. А человек, умирающий в Господе, находит жизнь, он умирает к жиз­ни, его бессмертный дух входит в покои Бога. Как Бог вошел в Свой покой после завершения творения, так и пра­ведник после окончания своих дел войдет в покой Госпо­да.

Об этом говорили и древние пророки, предсказывая наступление того времени, когда будет смерть блаженных. В период Ветхого Завета даже для праведников не было рая, все шли в ад, хотя и в аду для них существовало особое место, где они могли видеть Господа. Так продолжалось до тех пор, пока Христос не спустился в ад после Своей смерти и не вывел оттуда достойных, введя их в рай.

Про­рок Исаия пишет: «Праведник умирает, и никто не принима­ет этого к сердцу; и мужи благочестивые восхищаются [от зем­ли], и никто не помыслит, что праведник восхищается от зла. 206   Он отходит к миру; ходящие прямым путем будут покоиться на ложах своих» (Ис. 57, 1-2). То есть они получают покой, отходят к миру.

Подробно об этом говорит Книга Прему­дрости Соломона: «Души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их» (Прем. 3, 1). И в другом месте сказано, что «не в долговечности честная старость и не числом лет измеря­ется: му дрость есть седина для людей, и беспорочная жизнь — воз­раст старости» (Прем. 4, 8-9). «И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому; на голове его золотой венец, и в руке его острый серп» (Откр. 14, 14). Наступает время Суда.

На облаке восседает подобный Сыну Человеческому — Иисус Христос. Почему на облаке? Потому что Христос вознесся на облаке и вернется Он так же. В руке у Него серп, чтобы объявить о конце всего — Он «срезает» вре­мя жизни. Почему говорится «подобный Сыну Человеческо му» ? Это прямая отсылка к Книге пророка Даниила: при­ход подобного Сыну Человеческому означает конец всех империй и наступление Судного Дня, потому что Ему дана всякая власть на небе и на земле.

А на голове Его — золотой венец, поскольку Он победитель смерти, диавола и ада. «И вышел другой Ангел из храма и воскликнул громким голосом к сидящему на облаке: пусти серп твой и пожни, пото­му что пришло время жатвы, ибо жатва на земле созрела. И поверг сидящий на облаке серп свой на землю, и земля была пожата. И другой Ангел вышел из храма, находящегося на небе, также с острым серпом». (Откр. 14, 15-17).

Ангел просит, умоляет Христа, чтобы наступил Судный День, как и муче­ники просят о приближении конца мира. Ангелы, обойдя вселенную, говорят, что жатва созрела. Помните, Господь в притче рассказывает о том, что мир подобен полю, засе­янному пшеницей, между которой диавол бросил плевелы. И Господь сказал: «Оставьтерасти вместе то и другое до жат­ 207   вы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плеве­лы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою» (Мф. 13, 30).

Здесь Ангелы говорят, что поле как раз созрело — время жатвы пришло. И Христос бросает серп свой и пожинает землю — наступает Судный День, конец мира. Об этом говорит и древнее пророче­ство: «Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду. Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела; идите, спуститесь, ибо точи­ло полно и подточилия переливаются, потому что злоба их вели­ка. Толпы, толпы в долине суда!

ибо близок день Господень к доли­не суда! Солнце и луна померкнут и звезды потеряют блеск свой. И возгремит Господь с Сиона, и даст глас Свой из Иерусалима; содрогнутся небо и земля; но Господь будет защитою для наро­да Своего и обороною для сынов Израилевых. Тогда узнаете, что Я Господь Бог ваш, обитающий на Сионе, на святой горе Моей; и будет Иерусалим святынею, и не будут уже иноплеменники проходить через него» (Иоиль. 3, 12-17).

Господь со святыми Своими спускается на землю, чтобы совершить Великий Суд: Он пускает в ход серп и «отрезает» время. Ангелы, начиная с самых высших, постепенно покидают небеса. Все они приходят на землю, чтобы завершить историче­ский процесс. «Ииной Ангел, имеющий власть над огнем, вышел от жерт­венника и с великим криком воскликнул к имеющему острый серп, говоря: пусти острый серп твой и обрежь гроздья виногра­да на земле, потому что созрели на нем ягоды» (Откр. 14, 18).

Выходит иной Ангел — не просто из храма, а от жертвен­ника. Помните, под жертвенником находятся мученики, вопиющие ко Господу о том, что они устали ждать, что вре­мя пришло, злодеяния переполнили чашу? Ангел передает просьбу мучеников Христу, и Он соглашается начать вели­кую жатву, отвечая: «Пусти свой серп». Здесь примечатель­ 208   но то, что просьба мучеников оканчивает историю мира.

По преданию, Архангел Михаил передает Иисусу Христу эту просьбу о наступлении Суда, который вскоре и прихо­дит — созрела лоза Содома, то есть проклятая лоза греха. Ангел, стоящий над огнем, управляющий огненной стихи­ей, говорит о наступлении времени огня, который должен прийти на землю. «И поверг Ангел серп свой на землю, и обрезал виноград на земле, и бросил в великое точило гнева Божия.