Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

А на голове Его — золотой венец, поскольку Он победитель смерти, диавола и ада. «И вышел другой Ангел из храма и воскликнул громким голосом к сидящему на облаке: пусти серп твой и пожни, пото­му что пришло время жатвы, ибо жатва на земле созрела. И поверг сидящий на облаке серп свой на землю, и земля была пожата. И другой Ангел вышел из храма, находящегося на небе, также с острым серпом». (Откр. 14, 15-17).

Ангел просит, умоляет Христа, чтобы наступил Судный День, как и муче­ники просят о приближении конца мира. Ангелы, обойдя вселенную, говорят, что жатва созрела. Помните, Господь в притче рассказывает о том, что мир подобен полю, засе­янному пшеницей, между которой диавол бросил плевелы. И Господь сказал: «Оставьтерасти вместе то и другое до жат­ 207   вы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плеве­лы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою» (Мф. 13, 30).

Здесь Ангелы говорят, что поле как раз созрело — время жатвы пришло. И Христос бросает серп свой и пожинает землю — наступает Судный День, конец мира. Об этом говорит и древнее пророче­ство: «Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду. Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела; идите, спуститесь, ибо точи­ло полно и подточилия переливаются, потому что злоба их вели­ка. Толпы, толпы в долине суда!

ибо близок день Господень к доли­не суда! Солнце и луна померкнут и звезды потеряют блеск свой. И возгремит Господь с Сиона, и даст глас Свой из Иерусалима; содрогнутся небо и земля; но Господь будет защитою для наро­да Своего и обороною для сынов Израилевых. Тогда узнаете, что Я Господь Бог ваш, обитающий на Сионе, на святой горе Моей; и будет Иерусалим святынею, и не будут уже иноплеменники проходить через него» (Иоиль. 3, 12-17).

Господь со святыми Своими спускается на землю, чтобы совершить Великий Суд: Он пускает в ход серп и «отрезает» время. Ангелы, начиная с самых высших, постепенно покидают небеса. Все они приходят на землю, чтобы завершить историче­ский процесс. «Ииной Ангел, имеющий власть над огнем, вышел от жерт­венника и с великим криком воскликнул к имеющему острый серп, говоря: пусти острый серп твой и обрежь гроздья виногра­да на земле, потому что созрели на нем ягоды» (Откр. 14, 18).

Выходит иной Ангел — не просто из храма, а от жертвен­ника. Помните, под жертвенником находятся мученики, вопиющие ко Господу о том, что они устали ждать, что вре­мя пришло, злодеяния переполнили чашу? Ангел передает просьбу мучеников Христу, и Он соглашается начать вели­кую жатву, отвечая: «Пусти свой серп». Здесь примечатель­ 208   но то, что просьба мучеников оканчивает историю мира.

По преданию, Архангел Михаил передает Иисусу Христу эту просьбу о наступлении Суда, который вскоре и прихо­дит — созрела лоза Содома, то есть проклятая лоза греха. Ангел, стоящий над огнем, управляющий огненной стихи­ей, говорит о наступлении времени огня, который должен прийти на землю. «И поверг Ангел серп свой на землю, и обрезал виноград на земле, и бросил в великое точило гнева Божия.

И истоп­таны [ягоды] в точиле за городом, и потекла кровь из точи­ла даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий» (Откр. 14, 19-20). Точило — это место, где давится вино­град, чтобы сделать из него вино. Виноград — это символ дел, поэтому есть виноград Христа — добрые дела, а есть содомский виноград — злые дела. И вот содомский вино­град сжинается.

За городом Иерусалимом будет находить­ся точило гнева Божиего. Это место — Голгофа, где Господь умер за грехи людей. И как раз на Голгофе Бог готовит точило гнева Своего, и течет кровь людей, отказавшихся принять благовестие. Как сказано у пророка Исаии: «Кто это идет от Едома, в червленых ризах от Восора, столь величе­ственный в Своей одежде, выступающий в полноте силы Своей?

„Я - изрекающий правду, сильный, чтобы спасать". Отчего же одеяние Твое красно, и ризы у Тебя, как у топтавшего в точиле? „Я топтал точило один, и из народов никого не быиіо со Мною; и Я топтал их во гневе Моем и попирал их в ярости Моей; кровь их брызгала на ризы Мои, и Я запятнал все одеяние Свое; ибо день мщения — в сердце Моем, и год Моих искупленных настал.

Я смотрел, и не было помощника; дивился, что не было поддер­живающего; но помогла Мне мышца Моя, и ярость Моя — она поддержала Меня: и попрал Я народы во гневе Моем, и сокрушил их в ярости Моей, и вылил на землю кровь их"» (Ис. 63, 1-6). В отмщении за жестокость, направленную на христиан, 209   Христос выходит на бой и совершает казнь.

Тысяча шесть­сот стадий — это четыре в квадрате, умноженное на тыся­чу, что означает полноту кары, приходящей на все четыре конца земли. Если толковать буквально, то тысяча шесть­сот стадий — это почти триста километров, которые будут залиты кровью до конских узд, то есть до высоты в пол­тора метра. Такова будет кара Божия перед наступлением самого последнего дня.

210 Г лава пятнадцатая «И увидел я иное знамение на небе, великое и чудное: семь Ангелов, имеющих семь последних язв110, которыми оканчи­валась ярость Божия» (Откр. 15, 1). У христианина будет собственный день победы, который наступит после смерти, после того, как человек победит на мытарствах сатану и всех его прислужников и взойдет к трону Бога.

В Откровении описывается некое собрание победив­ших, собранных Господом, но перед этим Господь пока­зывает «семь Ангелов, имеющих, семь язв последних», потому что в них заканчивается ярость Бога. Иоанн видит семе­рых духов, семь высших Архангелов — Михаила, Рафаи­ла, Гавриила, Уриила, Иеремиила, Селафиила, Иегудии-ла. Раньше их было восемь, но первый из них — Люцифер — пал.