Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

И истоп­таны [ягоды] в точиле за городом, и потекла кровь из точи­ла даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий» (Откр. 14, 19-20). Точило — это место, где давится вино­град, чтобы сделать из него вино. Виноград — это символ дел, поэтому есть виноград Христа — добрые дела, а есть содомский виноград — злые дела. И вот содомский вино­град сжинается.

За городом Иерусалимом будет находить­ся точило гнева Божиего. Это место — Голгофа, где Господь умер за грехи людей. И как раз на Голгофе Бог готовит точило гнева Своего, и течет кровь людей, отказавшихся принять благовестие. Как сказано у пророка Исаии: «Кто это идет от Едома, в червленых ризах от Восора, столь величе­ственный в Своей одежде, выступающий в полноте силы Своей?

„Я - изрекающий правду, сильный, чтобы спасать". Отчего же одеяние Твое красно, и ризы у Тебя, как у топтавшего в точиле? „Я топтал точило один, и из народов никого не быиіо со Мною; и Я топтал их во гневе Моем и попирал их в ярости Моей; кровь их брызгала на ризы Мои, и Я запятнал все одеяние Свое; ибо день мщения — в сердце Моем, и год Моих искупленных настал.

Я смотрел, и не было помощника; дивился, что не было поддер­живающего; но помогла Мне мышца Моя, и ярость Моя — она поддержала Меня: и попрал Я народы во гневе Моем, и сокрушил их в ярости Моей, и вылил на землю кровь их"» (Ис. 63, 1-6). В отмщении за жестокость, направленную на христиан, 209   Христос выходит на бой и совершает казнь.

Тысяча шесть­сот стадий — это четыре в квадрате, умноженное на тыся­чу, что означает полноту кары, приходящей на все четыре конца земли. Если толковать буквально, то тысяча шесть­сот стадий — это почти триста километров, которые будут залиты кровью до конских узд, то есть до высоты в пол­тора метра. Такова будет кара Божия перед наступлением самого последнего дня.

210 Г лава пятнадцатая «И увидел я иное знамение на небе, великое и чудное: семь Ангелов, имеющих семь последних язв110, которыми оканчи­валась ярость Божия» (Откр. 15, 1). У христианина будет собственный день победы, который наступит после смерти, после того, как человек победит на мытарствах сатану и всех его прислужников и взойдет к трону Бога.

В Откровении описывается некое собрание победив­ших, собранных Господом, но перед этим Господь пока­зывает «семь Ангелов, имеющих, семь язв последних», потому что в них заканчивается ярость Бога. Иоанн видит семе­рых духов, семь высших Архангелов — Михаила, Рафаи­ла, Гавриила, Уриила, Иеремиила, Селафиила, Иегудии-ла. Раньше их было восемь, но первый из них — Люцифер — пал.

Вот эти семь Ангелов выходят перед лицом Бога, и набирает силу последний вал ярости Божией. Что же касается христиан, то они находятся под особой защи­той Господа Бога, и Господня справедливость выступает на их защиту. «И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его, и начертание его и число име­ни его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии» (Откр. 15, 2).

Итак, Иоанн видел стеклянное море, сме­шанное с огнем. В четвертой главе Апокалипсиса апо­стол уже видел Бога, восседающего на троне, и стеклян­ное, чистое море перед Ним. Согласно православному толкованию, это море есть множество бесплотных сил, 211   которые для Бога полностью прозрачны. Это удивитель­но прозрачная бездна.

Однако в данном видении море стало несколько другим: оно уже не просто стеклянное, — оно смешано с огнем. Потому что Ангелы отражают Бога, а Бог в последние дни вселенной являет Себя как пламенеющий огонь. Одно из имен Бога — Огонь Пояда-ющий. Слишком часто мы вспоминаем о Боге милосерд­ном и забываем, что Он еще и пламя, прожигающее вся­кое зло и нечестие...

И вот Ангелы, отражая Божественное величие, начи­нают сами полыхать огнем. На земле пока еще «мир и без­опасность» (1 Фес. 5, 3), а на небесах Ангелы уже раска­ляются от волн гнева, исходящего от лица Божиего. Бог приходит в гнев и ярость и готов обрушить его на вселен­ную, поэтому и море — пламенеющее, смешанное с огнем Божественных сил.

В Псалмах сказано, что голос Госпо­да разрубает надвое пламя огня: для праведников оно ста­новится просвещением, а для грешников — огнем, сжи­гающим всю нечистоту и всякого злодея (Ср.: Пс. 28, 7). И видел Иоанн, что «на этом море стоят праведники», то есть Ангелы поднимают над собой неких людей. Это те, кто отнял победу у зверя, у изображения его, у числа име­ни его и у печати его.

Победа у антихриста будет отнята некими людьми, которые устоят и не поклонятся послед­нему врагу; они отвергнут печать проклятую, не покло­нятся изображению проклятому, не примут ни знака на руку, ни имени антихриста. Такие люди победят зверя и этим будут подняты выше Ангелов. В видении Иоанна они стоят на этом стеклянном море и «держат гусли Бога», то есть играют на удивительных гуслях.

Как говорит свя­той Андрей Кесарийский, гусли Бога, или кифары Бога, — это прекраснейшие заповеди, которые являются гар­моничным ладом, полнотой душевной красоты. Человек 212   из себя делает гусли Бога, на которых Сам Господь игра­ет, как на струнах. Другими словами, сам человек стано­вится чистым откровением Бога, в нем Бог являет Свою силу, Свою красоту.