Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

Вот эти семь Ангелов выходят перед лицом Бога, и набирает силу последний вал ярости Божией. Что же касается христиан, то они находятся под особой защи­той Господа Бога, и Господня справедливость выступает на их защиту. «И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его, и начертание его и число име­ни его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии» (Откр. 15, 2).

Итак, Иоанн видел стеклянное море, сме­шанное с огнем. В четвертой главе Апокалипсиса апо­стол уже видел Бога, восседающего на троне, и стеклян­ное, чистое море перед Ним. Согласно православному толкованию, это море есть множество бесплотных сил, 211   которые для Бога полностью прозрачны. Это удивитель­но прозрачная бездна.

Однако в данном видении море стало несколько другим: оно уже не просто стеклянное, — оно смешано с огнем. Потому что Ангелы отражают Бога, а Бог в последние дни вселенной являет Себя как пламенеющий огонь. Одно из имен Бога — Огонь Пояда-ющий. Слишком часто мы вспоминаем о Боге милосерд­ном и забываем, что Он еще и пламя, прожигающее вся­кое зло и нечестие...

И вот Ангелы, отражая Божественное величие, начи­нают сами полыхать огнем. На земле пока еще «мир и без­опасность» (1 Фес. 5, 3), а на небесах Ангелы уже раска­ляются от волн гнева, исходящего от лица Божиего. Бог приходит в гнев и ярость и готов обрушить его на вселен­ную, поэтому и море — пламенеющее, смешанное с огнем Божественных сил.

В Псалмах сказано, что голос Госпо­да разрубает надвое пламя огня: для праведников оно ста­новится просвещением, а для грешников — огнем, сжи­гающим всю нечистоту и всякого злодея (Ср.: Пс. 28, 7). И видел Иоанн, что «на этом море стоят праведники», то есть Ангелы поднимают над собой неких людей. Это те, кто отнял победу у зверя, у изображения его, у числа име­ни его и у печати его.

Победа у антихриста будет отнята некими людьми, которые устоят и не поклонятся послед­нему врагу; они отвергнут печать проклятую, не покло­нятся изображению проклятому, не примут ни знака на руку, ни имени антихриста. Такие люди победят зверя и этим будут подняты выше Ангелов. В видении Иоанна они стоят на этом стеклянном море и «держат гусли Бога», то есть играют на удивительных гуслях.

Как говорит свя­той Андрей Кесарийский, гусли Бога, или кифары Бога, — это прекраснейшие заповеди, которые являются гар­моничным ладом, полнотой душевной красоты. Человек 212   из себя делает гусли Бога, на которых Сам Господь игра­ет, как на струнах. Другими словами, сам человек стано­вится чистым откровением Бога, в нем Бог являет Свою силу, Свою красоту.

«И поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! Пра­ведны и истинны пути Твои, Царь святых!» (Откр. 15, 3). Святитель Андрей Кесарийский пишет, что поющие песнь Моисея и песнь Агнца — это полнота спасенных Ветхого и Нового Заветов (Толкование на Апокалип­сис святого Иоанна Богослова). Но здесь мы видим еще и другой смысл.

Песнь Моисея была воспета, когда Изра­иль прошел сквозь Красное море — Бог разорвал волны его, и они стали стенами по правую и по левую сторо­ны, а еврейский народ прошел по дну, фараон же погиб. И в Книге Исход сказано: «Пою Господу, ибо Он высоко пре­вознесся; коня и всадника его ввергнул в море. Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением.

Он Бог мой, и прослав­лю Его; Бог отца моего, и превознесу Его. Господь муж брани, Иегова имя Ему. Колесницы фараона и войско его ввергнул Он в море, и избранные военачальники его потонули в Чермном море. Пучины покрыли их: они пошли в глубину, как камень. Десница Твоя, Господи, прославилась силою; десница Твоя, Госпо­ди, сразила врага. Величием славы Твоей Ты низложил восстав­ших против Тебя.

Ты послал гнев Твой, и он попалил их, как солому. От дуновения Твоего расступились воды, влага стала, как стена, огустели пучины в сердце моря. Враг сказал: пого­нюсь, настигну, разделю добычу; насытится ими душа моя, обнажу меч мой, истребит их рука моя. Ты дунул духом Тво­им, и покрыло их море: они погрузились, как свинец, в великих водах. Кто, как Ты, Господи, между богами?

Кто, как Ты, вели­чествен святостью, досточтим хвалами, Творец чудес? Ты про­стер десницу Твою: поглотила их земля. Ты ведешь милостью 213   Твоею народ сей, который Ты избавил, — сопровождаешь силою Твоею в жилище святыни Твоей. Услышали народы и трепе­щут: ужас объял жителей Филистимских; тогда смутились князья Едомовы, трепет объял вождей Моавитских, уныли все жители Ханаана.

Да нападет на них страх и ужас; от вели­чия мышцы Твоей да онемеют они, как камень, доколе прохо­дит народ Твой, Господи, доколе проходит сей народ, который Ты приобрел. Введи его и насади его на горе достояния Твоего, на месте, которое Ты соделал жилищем Себе, Господи, во свя­тилище, [которое] создали руки Твои, Владыка! Господь будет царствовать во веки и в вечность.

Когда вошли кони фараона с колесницами его и с всадниками его в море, то Господь обра­тил на них воды морские, а сыны Израилевы прошли по суше среди моря. И взяла Мариам пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан, и вышли за нею все женщины с тимпана­ми и ликованием. И воспела Мариам пред ними: пойте Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море» (Исх. 15, 1-21).