Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

«И поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! Пра­ведны и истинны пути Твои, Царь святых!» (Откр. 15, 3). Святитель Андрей Кесарийский пишет, что поющие песнь Моисея и песнь Агнца — это полнота спасенных Ветхого и Нового Заветов (Толкование на Апокалип­сис святого Иоанна Богослова). Но здесь мы видим еще и другой смысл.

Песнь Моисея была воспета, когда Изра­иль прошел сквозь Красное море — Бог разорвал волны его, и они стали стенами по правую и по левую сторо­ны, а еврейский народ прошел по дну, фараон же погиб. И в Книге Исход сказано: «Пою Господу, ибо Он высоко пре­вознесся; коня и всадника его ввергнул в море. Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением.

Он Бог мой, и прослав­лю Его; Бог отца моего, и превознесу Его. Господь муж брани, Иегова имя Ему. Колесницы фараона и войско его ввергнул Он в море, и избранные военачальники его потонули в Чермном море. Пучины покрыли их: они пошли в глубину, как камень. Десница Твоя, Господи, прославилась силою; десница Твоя, Госпо­ди, сразила врага. Величием славы Твоей Ты низложил восстав­ших против Тебя.

Ты послал гнев Твой, и он попалил их, как солому. От дуновения Твоего расступились воды, влага стала, как стена, огустели пучины в сердце моря. Враг сказал: пого­нюсь, настигну, разделю добычу; насытится ими душа моя, обнажу меч мой, истребит их рука моя. Ты дунул духом Тво­им, и покрыло их море: они погрузились, как свинец, в великих водах. Кто, как Ты, Господи, между богами?

Кто, как Ты, вели­чествен святостью, досточтим хвалами, Творец чудес? Ты про­стер десницу Твою: поглотила их земля. Ты ведешь милостью 213   Твоею народ сей, который Ты избавил, — сопровождаешь силою Твоею в жилище святыни Твоей. Услышали народы и трепе­щут: ужас объял жителей Филистимских; тогда смутились князья Едомовы, трепет объял вождей Моавитских, уныли все жители Ханаана.

Да нападет на них страх и ужас; от вели­чия мышцы Твоей да онемеют они, как камень, доколе прохо­дит народ Твой, Господи, доколе проходит сей народ, который Ты приобрел. Введи его и насади его на горе достояния Твоего, на месте, которое Ты соделал жилищем Себе, Господи, во свя­тилище, [которое] создали руки Твои, Владыка! Господь будет царствовать во веки и в вечность.

Когда вошли кони фараона с колесницами его и с всадниками его в море, то Господь обра­тил на них воды морские, а сыны Израилевы прошли по суше среди моря. И взяла Мариам пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан, и вышли за нею все женщины с тимпана­ми и ликованием. И воспела Мариам пред ними: пойте Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море» (Исх. 15, 1-21).

Это и есть древняя песнь Моисея, песнь исхода, песнь Пасхи. Святые поют о том, что все страдания, все сражения с врагом, грядущие в конце мира, — это стра­дания исхода, страдания освобождения народа Божие-го, выходящего навстречу своему Властелину, чтобы вой­ти в Его Царство, взойти на Его Святую Гору и остаться там жить вечно. Поэтому они поют песнь Моисея, раба Божиего, и песнь Агнца, Иисуса Христа, — новую песнь, которую предрекал еще царь Давид: «Воспойте Господу песнь новую; воспойте Господу, вся земля; пойте Господу, благо­словляйте имя Его, благовествуйте со дня на день спасение Его» (Пс. 95, 1-2).

Победа христиан во времена антихриста будет заключаться только в том, чтобы устоять. Массо­вое отступление послано Богом, и остановить его никто не сможет, но тот, кто устоит, кто отвергнет зверя, тем 214   самым отнимет у врага победу. Нужно надеяться на Бога, и Он обязательно поможет.111 Перед глазами Бога беско­нечно ценнее один спасшийся, чем миллион погибших, миллион отступников и предателей.

«Праведны и истинны пути  Твои,  Царь святых!» (Откр. 15, 3), то есть пути Господа праведные и един­ственно верные. А те пути, которые предлагает враг или которые предлагают люди, — это пути лживые, уводящие в болото. «Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Тво­его? ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои» (Откр. 15, 4).

Перед Богом все существа испытывают страх и трепет. Человек, при­коснувшийся к Богу, не может не бояться, не трепетать. «Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои» (Откр. 15, 4). Праведники говорят, что в кон­це концов наступит великий день, когда все без исклю­чения люди, Ангелы, в том числе и злые ангелы, падут ниц перед лицом Бога.

В этот день откроются все суды Божии и все существа вселенной поклонятся Ему, однако — по-разному: праведники падут ниц из почитания Бога, в благоговейном восторге, а грешники — потому что их повергнут ниц. Как сказано в Писании: «Но Бог сокрушит голову врагов Своих, волосатое темя закоснелого в своих беззако­ниях» (Пс. 67, 22). Суд начнется с Церкви, а потом свер­шится и над остальными.

«И после сего я взглянул, и вот, отверзся храм скинии сви­детельства на небе. И вышли из храма семь Ангелов, имею­щие семь язв, облеченные в чистую и светлую льняную одежду и опоясанные по персям золотыми поясами» (Откр. 15, 5-6). Иоанн видит, как начинается Суд. Сначала гнев Божий распространяется и полыхает, как пламень. Выходят из тайного святилища, из Небесной Скинии, из алта­ 215   ря, исполнители гнева Божиего — семь Ангелов, имею­щие семь последних язв Бога.

Храм открывается, потому что наступило время, когда Бог уже явно и неприкрыто вмешивается в дела этого мира. Почему Ангелы в льня­ных одеждах? В Ветхом Завете в льняных одеждах слу­жили священники, потому что лен — это знак чистоты, знак небесной жизни.112 В этих льняных одеждах Анге­лы выходят от лица Бога, как некие священники, кото­рые должны совершить последние священнодействия — по уничтожению мира.113 И наступает время казни.