Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse Ed. Golden-Ship.ru 2012 Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.
Это и есть древняя песнь Моисея, песнь исхода, песнь Пасхи. Святые поют о том, что все страдания, все сражения с врагом, грядущие в конце мира, — это страдания исхода, страдания освобождения народа Божие-го, выходящего навстречу своему Властелину, чтобы войти в Его Царство, взойти на Его Святую Гору и остаться там жить вечно. Поэтому они поют песнь Моисея, раба Божиего, и песнь Агнца, Иисуса Христа, — новую песнь, которую предрекал еще царь Давид: «Воспойте Господу песнь новую; воспойте Господу, вся земля; пойте Господу, благословляйте имя Его, благовествуйте со дня на день спасение Его» (Пс. 95, 1-2).
Победа христиан во времена антихриста будет заключаться только в том, чтобы устоять. Массовое отступление послано Богом, и остановить его никто не сможет, но тот, кто устоит, кто отвергнет зверя, тем 214 самым отнимет у врага победу. Нужно надеяться на Бога, и Он обязательно поможет.111 Перед глазами Бога бесконечно ценнее один спасшийся, чем миллион погибших, миллион отступников и предателей.
«Праведны и истинны пути Твои, Царь святых!» (Откр. 15, 3), то есть пути Господа праведные и единственно верные. А те пути, которые предлагает враг или которые предлагают люди, — это пути лживые, уводящие в болото. «Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои» (Откр. 15, 4).
Перед Богом все существа испытывают страх и трепет. Человек, прикоснувшийся к Богу, не может не бояться, не трепетать. «Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои» (Откр. 15, 4). Праведники говорят, что в конце концов наступит великий день, когда все без исключения люди, Ангелы, в том числе и злые ангелы, падут ниц перед лицом Бога.
В этот день откроются все суды Божии и все существа вселенной поклонятся Ему, однако — по-разному: праведники падут ниц из почитания Бога, в благоговейном восторге, а грешники — потому что их повергнут ниц. Как сказано в Писании: «Но Бог сокрушит голову врагов Своих, волосатое темя закоснелого в своих беззакониях» (Пс. 67, 22). Суд начнется с Церкви, а потом свершится и над остальными.
«И после сего я взглянул, и вот, отверзся храм скинии свидетельства на небе. И вышли из храма семь Ангелов, имеющие семь язв, облеченные в чистую и светлую льняную одежду и опоясанные по персям золотыми поясами» (Откр. 15, 5-6). Иоанн видит, как начинается Суд. Сначала гнев Божий распространяется и полыхает, как пламень. Выходят из тайного святилища, из Небесной Скинии, из алта 215 ря, исполнители гнева Божиего — семь Ангелов, имеющие семь последних язв Бога.
Храм открывается, потому что наступило время, когда Бог уже явно и неприкрыто вмешивается в дела этого мира. Почему Ангелы в льняных одеждах? В Ветхом Завете в льняных одеждах служили священники, потому что лен — это знак чистоты, знак небесной жизни.112 В этих льняных одеждах Ангелы выходят от лица Бога, как некие священники, которые должны совершить последние священнодействия — по уничтожению мира.113 И наступает время казни.
Ангелы становятся перед лицом Бога, как стояли они перед Ним во время гибели Иерусалима. Это описывает пророк Иезекииль: «И возгласил в уши мои великим гласом, говоря: пусть приблизятся каратели города, каждый со своим губительным орудием в руке своей. И вот, шесть человек идут от верхних ворот, обращенных к северу, и у каждого в руке губительное орудие его, и между ними один, одетый в льняную одежду, у которого при поясе его прибор писца.
И пришли и стали подле медного жертвенника» (Иез. 9, 1-2). Ситуация повторяется, только тогда кара Божия касалась одного города, отступившего от Творца и поклонявшегося идолам, а в Апокалипсисе эти же семь Ангелов выходят на последний суд всей вселенной, отступившей от Бога. За одинаковое отступничество — одинаковое наказание, и исполнители — те же самые.
«И слава Бога Израилева сошла с Херувима, на котором была, к порогу дома. И призвал Он человека, одетого в льняную одежду, у которого при поясе прибор писца. И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак» (Иез. 9, 3-4). И дальше повелел Господь, чтобы этот дух, имеющий прибор писца, поставил знак Креста на лбах всех тех, кто сокрушается о мерзостях, тво 216 рящихся в Иерусалиме.
Затем пророк Иезекииль пишет: «И видел я, и вот на своде, который над главами Херувимов, как бы камень сапфир114, как бы нечто, похожее на престол, видимо было над ними. И говорил Он человеку, одетому в льняную одежду, и сказал: войди между колесами под Херувимов и возьми полные пригоршни горящих угольев между Херувимами, и брось на город; и он вошел в моих глазах.
Херувимы же стояли по правую сторону дома, когда вошел тот человек, и облако наполняло внутренний двор. И поднялась слава Господня с Херувима к порогу дома, и дом наполнился облаком, и двор наполнился сиянием славы Господа. И шум от крыльев Херувимов слышен был даже на внешнем дворе, как бы глас Бога Всемогущего, когда Он говорит. И когда Он дал повеление человеку, одетому в льняную одежду, сказав: „возьми огня между колесами, между Херувимами", и когда он вошел и стал у колеса, — тогда из среды Херувимов один Херувим про стер руку свою к огню, который между Херувимами, и взял и дал в пригоршни одетому в льняную одежду. Он взял и вышел.
И видно было у Херувимов подобие рук человеческих под крыльями их. И видел я: и вот четыре колеса подле Херувимов, по одному колесу подле каждого Херувима, и колеса по виду как бы из камня топаза. И по виду все четыре сходны, как будто бы колесо находилось в колесе. Когда шли они, то шли на четыре свои стороны; во время шествия своего не оборачивались, но к тому месту, куда обращена была голова, и они туда шли; во время шествия своего не оборачивались.
И все тело их, и спина их, и руки их, и крылья их, и колеса кругом были полны очей, все четыре колеса их. К колесам сим, как я слышал, сказано было: „галгал"» (Иез. 10, 1-13). «Галгал» — особый род вихря. Далее описываются четыре Херувима, которым Господь говорит: «Возьми и брось эти угли на город» (Иез. 10, 2). С этого начинается гибель города.