Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

Ангелы становятся перед лицом Бога, как стояли они перед Ним во время гибели Иерусалима. Это описывает пророк Иезекииль: «И возгласил в уши мои великим гласом, говоря: пусть приблизятся каратели города, каждый со своим губительным орудием в руке своей. И вот, шесть человек идут от верхних ворот, обращенных к северу, и у каждого в руке губи­тельное орудие его, и между ними один, одетый в льняную одеж­ду, у которого при поясе его прибор писца.

И пришли и стали подле медного жертвенника» (Иез. 9, 1-2). Ситуация повто­ряется, только тогда кара Божия касалась одного горо­да, отступившего от Творца и поклонявшегося идолам, а в Апокалипсисе эти же семь Ангелов выходят на послед­ний суд всей вселенной, отступившей от Бога. За одина­ковое отступничество — одинаковое наказание, и испол­нители — те же самые.

«И слава Бога Израилева сошла с Херувима, на котором была, к порогу дома. И призвал Он человека, одетого в льняную одежду, у которого при поясе прибор писца. И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак» (Иез. 9, 3-4). И дальше повелел Господь, чтобы этот дух, имеющий прибор писца, поставил знак Креста на лбах всех тех, кто сокрушается о мерзостях, тво­ 216   рящихся в Иерусалиме.

Затем пророк Иезекииль пишет: «И видел я, и вот на своде, который над главами Херувимов, как бы камень сапфир114, как бы нечто, похожее на престол, видимо было над ними. И говорил Он человеку, одетому в льняную одежду, и сказал: войди между колесами под Херувимов и возьми полные пригоршни горящих угольев между Херувимами, и брось на город; и он вошел в моих глазах.

Херувимы же стояли по правую сторону дома, когда вошел тот человек, и облако наполняло внутренний двор. И поднялась слава Господня с Херувима к порогу дома, и дом наполнился облаком, и двор наполнился сиянием славы Господа. И шум от крыльев Херувимов слышен был даже на внешнем дво­ре, как бы глас Бога Всемогущего, когда Он говорит. И когда Он дал повеление человеку, одетому в льняную одежду, сказав: „возь­ми огня между колесами, между Херувимами", и когда он вошел и стал у колеса, — тогда из среды Херувимов один Херувим про стер руку свою к огню, который между Херувимами, и взял и дал в пригоршни одетому в льняную одежду. Он взял и вышел.

И вид­но было у Херувимов подобие рук человеческих под крыльями их. И видел я: и вот четыре колеса подле Херувимов, по одному колесу подле каждого Херувима, и колеса по виду как бы из камня топа­за. И по виду все четыре сходны, как будто бы колесо находилось в колесе. Когда шли они, то шли на четыре свои стороны; во вре­мя шествия своего не оборачивались, но к тому месту, куда обра­щена была голова, и они туда шли; во время шествия своего не обо­рачивались.

И все тело их, и спина их, и руки их, и крылья их, и колеса кругом были полны очей, все четыре колеса их. К коле­сам сим, как я слышал, сказано было: „галгал"» (Иез. 10, 1-13). «Галгал» — особый род вихря. Далее описываются четыре Херувима, которым Господь говорит: «Возьми и брось эти угли на город» (Иез. 10, 2). С этого начинается гибель горо­да.

Бог покинул Иерусалим, и он был сожжен в буквальном смысле, только руками Навуходоносора. Теперь же подоб­ная казнь постигает весь мир. 217   «И одно из четырех животных дало семи Ангелам семь золотых чаш, наполненных гневом Бога, живущего во веки веков. И наполнился храм дымом от славы Божией и от силы Его, и никто не мог войти в храм, доколе не окончились семь язв семи Ангелов» (Откр. 15, 7-8).

Почему Ангел препоя­сан золотым поясом? Пояс — знак воина. Гнев Ангелов ограничен Божиим повелением, поэтому пояс золотой. Их ярость ограничена — они исполняют волю Бога. «И наполнился храм дымом от славы Божией и от силы Его, и никто не мог войти в храм, доколе не окончились семь язв семи Ангелов» (Откр. 15, 7-8). Как только отданы семь чаш гнева Божиего, храм наполняется дымом Божи-ей славы.

В Книге Исход рассказывается, как Моисей поставил походный храм — скинию, помазал его миром и принес жертвы, чтобы Аарон зашел и совершил слу­жение. Однако тот не смог войти, потому что весь храм был заполнен сияющим дымом, как бы облаками. Так­же и при Вознесении Господь был на облаках, которые являются границей между мирами, между Богом и всем остальным.

В Откровении облака заполняют храм для того, чтобы никто больше не принес никаких молитв — они более не принимаются: Бог закрыл свои уши, что­бы не слышать молитвы за мир, потому что наступило время казни. Есть очень страшный эпизод, описанный в Книге Иезекииля, когда Бог говорит ему, что если бы даже нашлись три мужа — «Ной, Даниил и Иов, — то они пра­ведностью своею спасли бы только свои души» (Иез. 14, 14).

И у пророка Иеремии сказано, что если ко Господу при­дут даже Моисей и Самуил, Он не примет их молитвы за народ, Он их прогонит прочь, не захочет их слышать: «И сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лице Мое Мои­сей и Самуил, душа Моя не [приклонится] к народу сему; отго­ни [их] от лица Моего, пусть они отойдут» (Иер. 15, 1). 218   Наступает то самое время, когда Бог не слушает молит­вы о спасении, наступает время семи язв — время воз­мездия Бога.

Некоторые думают, что можно бесконечно грешить, и Бог все время будет откладывать Свой гнев. Он откладывает гнев, но не бесконечно — когда насту­пит время семи язв, то станет поздно. Двери милосердия закроются, наступит время Суда. Для всего мира придет последний день. 219 Г лава шестнадцатая «И услышал я из храма громкий голос, говорящий семи Ангелам: идите и вылейте семь чаш гнева Божия на землю» (Откр. 16, 1).

Ангелы не одинаковы по силе — низшие из них получают приказания от высших, которые, в свою очередь, получают откровения непосредственно от Бога. От Господа Бога и исходит громовой голос. В Евангелии от Иоанна голос, подобный грому, возвестил Сыну, что Отец прославил имя Свое и еще прославит: «Тогда при­шел с неба глас: и прославил и еще прославлю» (Ин. 12, 28).