Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse Ed. Golden-Ship.ru 2012 Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.
Бог покинул Иерусалим, и он был сожжен в буквальном смысле, только руками Навуходоносора. Теперь же подобная казнь постигает весь мир. 217 «И одно из четырех животных дало семи Ангелам семь золотых чаш, наполненных гневом Бога, живущего во веки веков. И наполнился храм дымом от славы Божией и от силы Его, и никто не мог войти в храм, доколе не окончились семь язв семи Ангелов» (Откр. 15, 7-8).
Почему Ангел препоясан золотым поясом? Пояс — знак воина. Гнев Ангелов ограничен Божиим повелением, поэтому пояс золотой. Их ярость ограничена — они исполняют волю Бога. «И наполнился храм дымом от славы Божией и от силы Его, и никто не мог войти в храм, доколе не окончились семь язв семи Ангелов» (Откр. 15, 7-8). Как только отданы семь чаш гнева Божиего, храм наполняется дымом Божи-ей славы.
В Книге Исход рассказывается, как Моисей поставил походный храм — скинию, помазал его миром и принес жертвы, чтобы Аарон зашел и совершил служение. Однако тот не смог войти, потому что весь храм был заполнен сияющим дымом, как бы облаками. Также и при Вознесении Господь был на облаках, которые являются границей между мирами, между Богом и всем остальным.
В Откровении облака заполняют храм для того, чтобы никто больше не принес никаких молитв — они более не принимаются: Бог закрыл свои уши, чтобы не слышать молитвы за мир, потому что наступило время казни. Есть очень страшный эпизод, описанный в Книге Иезекииля, когда Бог говорит ему, что если бы даже нашлись три мужа — «Ной, Даниил и Иов, — то они праведностью своею спасли бы только свои души» (Иез. 14, 14).
И у пророка Иеремии сказано, что если ко Господу придут даже Моисей и Самуил, Он не примет их молитвы за народ, Он их прогонит прочь, не захочет их слышать: «И сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не [приклонится] к народу сему; отгони [их] от лица Моего, пусть они отойдут» (Иер. 15, 1). 218 Наступает то самое время, когда Бог не слушает молитвы о спасении, наступает время семи язв — время возмездия Бога.
Некоторые думают, что можно бесконечно грешить, и Бог все время будет откладывать Свой гнев. Он откладывает гнев, но не бесконечно — когда наступит время семи язв, то станет поздно. Двери милосердия закроются, наступит время Суда. Для всего мира придет последний день. 219 Г лава шестнадцатая «И услышал я из храма громкий голос, говорящий семи Ангелам: идите и вылейте семь чаш гнева Божия на землю» (Откр. 16, 1).
Ангелы не одинаковы по силе — низшие из них получают приказания от высших, которые, в свою очередь, получают откровения непосредственно от Бога. От Господа Бога и исходит громовой голос. В Евангелии от Иоанна голос, подобный грому, возвестил Сыну, что Отец прославил имя Свое и еще прославит: «Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю» (Ин. 12, 28).
Вот и здесь громовой голос Бога Отца, исходя из храма Божи-его, возвещает, повелевает Ангелам: «Идите и вылейте семь чаш гнева Божия на землю», то есть Бог говорит: «Все, пришел конец!» «Пошел первый Ангел и вылил чашу свою на землю: и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его» (Откр. 16, 2).
Первая чаша гнева падает на тех людей, которые приняли печать и поклонялись образу зверя — для них уже на земле наступает время наказания. А в случае самых страшных грехов Бог карает незамедлительно.115 Семь кар Апокалипсиса во многом повторяют казни египетские, только они сильнее. Например, шестая казнь в Книге Исход описана так: «Исказал Господь Моисею и Аарону: возьмите по полной горсти пепла из печи, и пусть бросит его Моисей к небу в глазах фараона [и рабов его]; и поднимется пыль по всей земле Египетской, и будет на людях и на 220 скоте воспаление с нарывами, во всей земле Египетской.
Они взяли пепла из печи и предстали пред лице фараона. Моисей бросил его к небу, и сделалось воспаление с нарывами на людях и на скоте. И не могли волхвы устоять пред Моисеем по причине воспаления, потому что воспаление было на волхвах и на всех Египтянах. Но Господь ожесточил сердце фараона, и он не послушал их, как и говорил Господь Моисею» (Исх. 9, 8-12).
Что было в Египте, то совершится уже над всем человечеством: люди, отступившие от Бога и поклонившиеся злу, получившие печать антихриста, получат и гнойные отвратительные язвы, которые будут «пожирать» их, как египтян в древности. Отступники будут действительно гнить заживо. Как говорит святитель Андрей Кесарий-ский, они будут показывать внутреннюю гниль своей души.
Божия кара направлена на выявление страшных преступлений в душе человека, ведь иногда Бог карами выводит грех человека наружу. У людей, чья душа подобна смердящему гнойнику, в наказание и тела превращаются в такой же гнойник. «Второй Ангел вылил чашу свою в море: и сделалась кровь, как бы мертвеца, и все одушевленное умерло в море» (Откр. 16, 3).
Дословно в греческом подлиннике это звучит так: «И всякая душа жизни умерла в море». Вторая казнь падает на все моря, превращая их в кровь мертвеца. Не просто кровь живого, а кровь умирающего, разлагающегося. Как писал об этом святой Андрей Кесарийский, таким образом обличается безумие злодеев, убийц, которые убивали людей, умерщвляли друг друга, христиан, «чтобы верные утвердились, а неверные устрашились, видя тварь, восставшую на них за почитание отступника». Поднимается невинная кровь.
У пророка Исаии есть предсказание, что в конце времен Бог повелит крови убитых подняться из земли. Вот это и есть тот самый момент, который здесь 221 описывается: кровь невинно убитых поднимается, и моря становятся кровью мертвеца, вся рыба в них умирает. «Третий Ангел вылил чашу свою в реки и источники вод: и сделалась кровь» (Откр. 16, 4).