Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

Вот и здесь громовой голос Бога Отца, исходя из храма Божи-его, возвещает, повелевает Ангелам: «Идите и вылейте семь чаш гнева Божия на землю», то есть Бог говорит: «Все, при­шел конец!» «Пошел первый Ангел и вылил чашу свою на землю: и сде­лались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его» (Откр. 16, 2).

Первая чаша гнева падает на тех людей, кото­рые приняли печать и поклонялись образу зверя — для них уже на земле наступает время наказания. А в случае самых страшных грехов Бог карает незамедлительно.115 Семь кар Апокалипсиса во многом повторяют каз­ни египетские, только они сильнее. Например, шестая казнь в Книге Исход описана так: «Исказал Господь Моисею и Аарону: возьмите по полной горсти пепла из печи, и пусть бросит его Моисей к небу в глазах фараона [и рабов его]; и под­нимется пыль по всей земле Египетской, и будет на людях и на 220   скоте воспаление с нарывами, во всей земле Египетской.

Они взяли пепла из печи и предстали пред лице фараона. Моисей бросил его к небу, и сделалось воспаление с нарывами на людях и на скоте. И не могли волхвы устоять пред Моисеем по при­чине воспаления, потому что воспаление было на волхвах и на всех Египтянах. Но Господь ожесточил сердце фараона, и он не послушал их, как и говорил Господь Моисею» (Исх. 9, 8-12).

Что было в Египте, то совершится уже над всем челове­чеством: люди, отступившие от Бога и поклонившиеся злу, получившие печать антихриста, получат и гнойные отвратительные язвы, которые будут «пожирать» их, как египтян в древности. Отступники будут действительно гнить заживо. Как говорит святитель Андрей Кесарий-ский, они будут показывать внутреннюю гниль своей души.

Божия кара направлена на выявление страшных преступлений в душе человека, ведь иногда Бог карами выводит грех человека наружу. У людей, чья душа подоб­на смердящему гнойнику, в наказание и тела превраща­ются в такой же гнойник. «Второй Ангел вылил чашу свою в море: и сделалась кровь, как бы мертвеца, и все одушевленное умерло в море» (Откр. 16, 3).

Дословно в греческом подлиннике это звучит так: «И всякая душа жизни умерла в море». Вторая казнь пада­ет на все моря, превращая их в кровь мертвеца. Не просто кровь живого, а кровь умирающего, разлагающегося. Как писал об этом святой Андрей Кесарийский, таким обра­зом обличается безумие злодеев, убийц, которые убива­ли людей, умерщвляли друг друга, христиан, «чтобы вер­ные утвердились, а неверные устрашились, видя тварь, восставшую на них за почитание отступника». Поднимает­ся невинная кровь.

У пророка Исаии есть предсказание, что в конце времен Бог повелит крови убитых подняться из земли. Вот это и есть тот самый момент, который здесь 221   описывается: кровь невинно убитых поднимается, и моря становятся кровью мертвеца, вся рыба в них умирает. «Третий Ангел вылил чашу свою в реки и источники вод: и сделалась кровь» (Откр. 16, 4).

Снова повторяется казнь египетская, описанная в Книге Исход: «И сказал Господь Моисею: упорно сердце фараоново: он не хочет отпустить народ. Пойди к фараону завтра: вот, он выйдет к воде, ты стань на пути его, на берегу реки, и жезл, который превращался в змея, возьми в руку твою и скажи ему: Господь, Бог Евреев, послал меня сказать тебе: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне слу­жение в пустыне; но вот, ты доселе не послушался.

Так говорит Господь: из сего узнаешь, что Я Господь: вот этим жезлом, кото­рый в руке моей, я у дарю по воде, которая в реке, и она превратит­ся в кровь, и рыба в реке умрет, и река воссмердит, и Египтянам омерзительно бу дет пить воду из реки. И сказал Господь Моисею: скажи Аарону [брату твоему]: возьми жезл твой [в руку твою], и простри руку твою на воды Египтян: на реки их, на потоки их, на озера их и на всякое вместилище вод их, — и превратят­ся в кровь, и будет кровь по всей земле Египетской и в деревян­ных и в каменных сосудах.

И сделали Моисей и Аарон, как пове­лел [им] Господь. И поднял [Аарон] жезл [свой] и ударил по воде речной пред глазами фараона и пред глазами рабов его, и вся вода в реке превратилась в кровь, и рыба в реке вымерла, и река вос-смердела, и Египтяне не могли пить воды из реки; и была кровь по всей земле Египетской» (Исх. 7, 14-21). Это чудо повторя­ется, только уже в масштабах всей планеты: все реки пре­вращаются в кровь.

Третья чаша выливается, чтобы ото­мстить злодеям за убийства — после последнего великого гонения на христиан Бог наводит кару на злодеев, гоните­лей и убийц.116 «И услышал я Ангела вод, который говорил: праведен Ты, Господи, Который еси и был, и свят, потому что так судил; за то, что они пролили кровь святых и пророков, Ты дал им 222   пить кровь: они достойны того» (Откр. 16, 5-6). Кто такой Ангел вод?

Есть Ангелы Хранители разных стихий, в том числе и водной. Вот этот Ангел Хранитель вод и говорит Господу, что Он прав, потому что Он воздаст карой тем, кто ее заслужил — кто кровь святых и пророков проли­вал и думал, что за эти преступления ему ничего не будет. Почему египтян настигла подобная кара? За убийства мла­денцев, утопленных в Ниле — что посеяли, то и пожали.

Здесь то же самое, и Ангел Божий это подтверждает, гово­ря, что Вездесущий Бог, действовавший в Египте, и сейчас действует, а значит, справедливость торжествует. «И услышал я другого от жертвенника говорящего: ей, Господи Боже Вседержитель, истинны и праведны суды Твои» (Откр. 16, 7). Ангел, стоящий у жертвенника, подтвержда­ет праведность судов Господа.

Почему именно от жертвен­ника подтверждение исходит? Потому что под жертвен­ником находятся мученики, убитые за имя Иисуса Христа, они и говорят: справедливо то, что делает Господь. Когда христиан на земле убивали, они обычно своим убийцам отвечали так: «Вы проливаете нашу кровь здесь, а Бог каз­нит вас в будущей жизни». Так что и на небесах мученики говорят: «Справедливость наконец-то восторжествовала. Мы удовлетворены.