Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

Снова повторяется казнь египетская, описанная в Книге Исход: «И сказал Господь Моисею: упорно сердце фараоново: он не хочет отпустить народ. Пойди к фараону завтра: вот, он выйдет к воде, ты стань на пути его, на берегу реки, и жезл, который превращался в змея, возьми в руку твою и скажи ему: Господь, Бог Евреев, послал меня сказать тебе: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне слу­жение в пустыне; но вот, ты доселе не послушался.

Так говорит Господь: из сего узнаешь, что Я Господь: вот этим жезлом, кото­рый в руке моей, я у дарю по воде, которая в реке, и она превратит­ся в кровь, и рыба в реке умрет, и река воссмердит, и Египтянам омерзительно бу дет пить воду из реки. И сказал Господь Моисею: скажи Аарону [брату твоему]: возьми жезл твой [в руку твою], и простри руку твою на воды Египтян: на реки их, на потоки их, на озера их и на всякое вместилище вод их, — и превратят­ся в кровь, и будет кровь по всей земле Египетской и в деревян­ных и в каменных сосудах.

И сделали Моисей и Аарон, как пове­лел [им] Господь. И поднял [Аарон] жезл [свой] и ударил по воде речной пред глазами фараона и пред глазами рабов его, и вся вода в реке превратилась в кровь, и рыба в реке вымерла, и река вос-смердела, и Египтяне не могли пить воды из реки; и была кровь по всей земле Египетской» (Исх. 7, 14-21). Это чудо повторя­ется, только уже в масштабах всей планеты: все реки пре­вращаются в кровь.

Третья чаша выливается, чтобы ото­мстить злодеям за убийства — после последнего великого гонения на христиан Бог наводит кару на злодеев, гоните­лей и убийц.116 «И услышал я Ангела вод, который говорил: праведен Ты, Господи, Который еси и был, и свят, потому что так судил; за то, что они пролили кровь святых и пророков, Ты дал им 222   пить кровь: они достойны того» (Откр. 16, 5-6). Кто такой Ангел вод?

Есть Ангелы Хранители разных стихий, в том числе и водной. Вот этот Ангел Хранитель вод и говорит Господу, что Он прав, потому что Он воздаст карой тем, кто ее заслужил — кто кровь святых и пророков проли­вал и думал, что за эти преступления ему ничего не будет. Почему египтян настигла подобная кара? За убийства мла­денцев, утопленных в Ниле — что посеяли, то и пожали.

Здесь то же самое, и Ангел Божий это подтверждает, гово­ря, что Вездесущий Бог, действовавший в Египте, и сейчас действует, а значит, справедливость торжествует. «И услышал я другого от жертвенника говорящего: ей, Господи Боже Вседержитель, истинны и праведны суды Твои» (Откр. 16, 7). Ангел, стоящий у жертвенника, подтвержда­ет праведность судов Господа.

Почему именно от жертвен­ника подтверждение исходит? Потому что под жертвен­ником находятся мученики, убитые за имя Иисуса Христа, они и говорят: справедливо то, что делает Господь. Когда христиан на земле убивали, они обычно своим убийцам отвечали так: «Вы проливаете нашу кровь здесь, а Бог каз­нит вас в будущей жизни». Так что и на небесах мученики говорят: «Справедливость наконец-то восторжествовала. Мы удовлетворены.

За те злобные убийства, за те жесто­чайшие пытки, которым нас подвергли, вся кровь наша поднялась, так что на земле не осталось места для воды». Представляете, сколько крови было пролито, если вся вода на планете превратится в кровь, а ведь земля на три четверти покрыта водою! Вот эта казнь — это третий удар Бога, третья язва Бога. И сбылось, таким образом, древ­нее пророчество, предсказание пророка Исаии: «Может ли быть отнята у сильного добыча, и могут ли быть отняты у победителя взятые в плен? Да!

так говорит Господь: и пленен­ные сильным будут отняты, и добыча тирана будет избавлена; 223   потому что Я буду состязаться с противниками твоими и сыно­вей твоих Я спасу; и притеснителей твоих накормлю собствен­ною их плотью, и они будут упоены кровью своею, как молодым вином; и всякая плоть узнает, что Я Господь, Спаситель твой и Искупитель твой, Сильный Иаковлев» (Ис. 49, 24-26).

Сбы­вается древнее пророчество: притеснители и злодеи полу­чают воздаяние за дела свои. «Четвертый Ангел вылил чашу свою на солнце: и дано было ему жечь людей огнем. И жег людей сильный зной, и они хулили имя Бога, имеющего власть над сими язвами, и не вра-зумились, чтобы воздать Ему славу» (Откр. 16, 8-9). Следу­ющая кара падает на солнце, и оно начинает полыхать, жечь огнем злодеев.

Люди, которые поклонялись свети­лам, от светил и получают кару. Если в Египте наказание состояло в том, что солнце потухло и вся страна погрузи­лась во тьму, то здесь — кара противоположная: солнце начинает гореть и жечь людей своим огнем. Это знак разъ­яренной ненависти, жестокости, которой полыхали сами люди. В греческом подлиннике говорится дословно так: «Четвертый Ангел излил чашу свою на солнце. И было дано ему обжечь людей в огне».

Не просто сжечь, а обжечь в огне, как горшки обжигают. «И жег людей сильный зной, и они хулили имя Бога, имеющего власть над сими язвами, и не вразумились, чтобы воздать Ему славу» (Откр. 16, 9). Святитель Андрей Кесарийский говорит, что здесь Бог показывает справед­ливость вечного наказания грешников: они сами отказы­ваются исправиться и только еще больше ожесточаются под карами Божиими: «Однако, безумные, не сознаваясь в своем грехопадении, будут изощрять язык свой против Бога». История знает множество таких примеров.

Напри­мер, фараон, царь Египетский, на которого обруши­лись все наказания, только еще больше озлобился и кон­чил тем, что утонул в море. Вот так и люди времен конца 224   мира, получившие печать зверя, в своем ожесточении, хоть и обожженные, как головешки, огнем, тем не менее, будут продолжать хулить Бога своими языками.

И не вра-зумятся, чтобы воздать Ему славу. Эти семь язв — послед­ние дни вселенной, после них мир уже не будет существо­вать: очень сложно существовать, если вместо воды одна только кровь; не очень комфортно существовать, когда тебя обжигает, «выпекает» со всех сторон солнце и когда ты сам покрыт гнойными язвами. «Пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя: и сде­лалось царство его мрачно, и они кусали языки свои от стра­дания, и хулили Бога небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих» (Откр. 16, 10-11).