Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

За те злобные убийства, за те жесто­чайшие пытки, которым нас подвергли, вся кровь наша поднялась, так что на земле не осталось места для воды». Представляете, сколько крови было пролито, если вся вода на планете превратится в кровь, а ведь земля на три четверти покрыта водою! Вот эта казнь — это третий удар Бога, третья язва Бога. И сбылось, таким образом, древ­нее пророчество, предсказание пророка Исаии: «Может ли быть отнята у сильного добыча, и могут ли быть отняты у победителя взятые в плен? Да!

так говорит Господь: и пленен­ные сильным будут отняты, и добыча тирана будет избавлена; 223   потому что Я буду состязаться с противниками твоими и сыно­вей твоих Я спасу; и притеснителей твоих накормлю собствен­ною их плотью, и они будут упоены кровью своею, как молодым вином; и всякая плоть узнает, что Я Господь, Спаситель твой и Искупитель твой, Сильный Иаковлев» (Ис. 49, 24-26).

Сбы­вается древнее пророчество: притеснители и злодеи полу­чают воздаяние за дела свои. «Четвертый Ангел вылил чашу свою на солнце: и дано было ему жечь людей огнем. И жег людей сильный зной, и они хулили имя Бога, имеющего власть над сими язвами, и не вра-зумились, чтобы воздать Ему славу» (Откр. 16, 8-9). Следу­ющая кара падает на солнце, и оно начинает полыхать, жечь огнем злодеев.

Люди, которые поклонялись свети­лам, от светил и получают кару. Если в Египте наказание состояло в том, что солнце потухло и вся страна погрузи­лась во тьму, то здесь — кара противоположная: солнце начинает гореть и жечь людей своим огнем. Это знак разъ­яренной ненависти, жестокости, которой полыхали сами люди. В греческом подлиннике говорится дословно так: «Четвертый Ангел излил чашу свою на солнце. И было дано ему обжечь людей в огне».

Не просто сжечь, а обжечь в огне, как горшки обжигают. «И жег людей сильный зной, и они хулили имя Бога, имеющего власть над сими язвами, и не вразумились, чтобы воздать Ему славу» (Откр. 16, 9). Святитель Андрей Кесарийский говорит, что здесь Бог показывает справед­ливость вечного наказания грешников: они сами отказы­ваются исправиться и только еще больше ожесточаются под карами Божиими: «Однако, безумные, не сознаваясь в своем грехопадении, будут изощрять язык свой против Бога». История знает множество таких примеров.

Напри­мер, фараон, царь Египетский, на которого обруши­лись все наказания, только еще больше озлобился и кон­чил тем, что утонул в море. Вот так и люди времен конца 224   мира, получившие печать зверя, в своем ожесточении, хоть и обожженные, как головешки, огнем, тем не менее, будут продолжать хулить Бога своими языками.

И не вра-зумятся, чтобы воздать Ему славу. Эти семь язв — послед­ние дни вселенной, после них мир уже не будет существо­вать: очень сложно существовать, если вместо воды одна только кровь; не очень комфортно существовать, когда тебя обжигает, «выпекает» со всех сторон солнце и когда ты сам покрыт гнойными язвами. «Пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя: и сде­лалось царство его мрачно, и они кусали языки свои от стра­дания, и хулили Бога небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих» (Откр. 16, 10-11).

Сле­дующая кара Бога падает уже на государство антихриста, на его престол и на всех его приближенных. Их покры­вает тьма, похожая на тьму Египетскую — об этом гово­рится в Книге Исход: «И сказал Господь Моисею: простри руку твою к небу, и будет тьма на земле Египетской, осязаемая тьма. Моисей простер руку свою к небу, и была густая тьма по всей земле Египетской три дня; не видели друг друга, и никто не вставал с места своего три дня; у всех же сынов Израилевых был свет в жилищах их.

Фараон призвал Моисея [и Аарона] и сказал: пойдите, совершите служение Господу [Богу вашему], пусть только останется мелкий и крупный скот ваш, а дети ваши пусть идут с вами. Но Моисей сказал: [нет,] дай также в руки наши жертвы и всесожжения, чтобы принести Господу Богу нашему; пусть пойдут и стада наши с нами, не останет­ся ни копыта; ибо из них мы возьмем на жертву Господу, Богу нашему; но доколе не придем туда, мы не знаем, что принести в жертву Господу [Богу нашему].

И ожесточил Господь сердце фараона, и он не захотел отпустить их. И сказал ему фара­он: пойди от меня; берегись, не являйся более пред лице мое; в тот день, когда ты увидишь лице мое, умрешь. И сказал Мои­ 225   сей: как сказал ты, так и будет; я не увижу более лица твоего» (Исх. 10, 21-29). Это девятая, предпоследняя казнь, которая постигла Египет.

Такая же казнь постигнет и престол зверя, а ведь он обещал людям всеобщую безопасность, однако сам погру­жается во тьму и отчаяние. И сказано: «Они кусали языки свои от страдания, и хулили Бога Небесного от страданий сво­их и язв своих; и не раскаялись в делах своих» (Откр. 16, 10-11). Это отчаяние, но без покаяния. Последнее поколение людей принципиально неисправимо.

Тьма, которая пада­ет на них, — это не просто тьма в физическом смысле, это тьма приближающейся бездны. Люди, стоящие на пороге великой гибели, кусают языки от злобы, от ненависти и не хотят исправляться, а хулят Бога. Господь же насылает эти язвы на людей, чтобы уменьшить их наказание после кон­ца мира. «Шестой Ангел вылил- чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхо­да солнечного» (Откр. 16, 12).

Шестая язва — это не просто обычное высыхание рек. Река Евфрат берет свой исток в Израиле117, то есть высохшая вода в Евфрате означа­ет, что связь рая и земли полностью прекращена. Послед­няя струйка, соединяющая рай с землей, иссякла. И река высохла, чтобы открыть путь царям с востока. В свое вре­мя царь Кир Персидский взял величайший город древно­сти Вавилон, отведя воду реки в сторону.

Это случилось во время пира Валтасара, царя Халдейского, того самого пиршества, которое описывается в Книге пророка Дани­ила. Валтасар пировал и пил вино из богослужебных чаш, славя своих ложных богов, а в эту самую ночь Кир отвел воды Евфрата в сторону, и по руслу реки войска его вош­ли в город и захватили его. Точно такой же конец ожидает великий Вавилон, великую империю зла.