Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

226   Что это за «цари от восхода солнечного»? Они описаны в Книге пророка Иезекииля, и в Апокалипсисе Ангел пря­мо указывает Иоанну на это пророчество, где говорит­ся о последней великой битве Всемогущего Бога с сила­ми отступников. Это те самые силы, которые называются отрядами Гога и Магога. Вот как об этом говорит Книга пророка Иезекииля: «И было ко мне слово Господне: сын человеческий!

обрати лице твое к Гогу в земле Магог118, князю Роша, Мешеха и Фувала, и изреки на него пророчество и скажи: так говорит Господь Бог: вот, Я - на тебя, Гог, князь Роша, Мешеха и Фувала! И поверну тебя, и вложу удила в челюсти твои, и выведу тебя и все войско твое, коней и всадников, всех в полном вооружении, большое пол­чище, в бронях и со щитами, всех вооруженных мечами, Персов, Ефиоплян и Ливийцев с ними, всех со щитами и в шлемах, Гоме­ра со всеми отрядами его, дом Фогарма, от пределов севера, со все­ми отрядами его, многие народы с тобою.

119 Готовься и снаря­жайся, ты и все полчища твои, собравшиеся к тебе, и будь им вождем. После многих дней ты понадобишься; в последние годы ты придешь в землю, избавленную от меча, собранную из многих народов, на горы Израилевы, которые были в постоянном запу­стении, но теперь жители ее будут возвращены из народов, и все они будут жить безопасно.

И поднимешься, как буря, пойдешь, как туча, чтобы покрыть землю, ты и все полчища твои и мно­гие народы с тобою. Так говорит Господь Бог: в тот день придут тебе на сердце мысли, и ты задумаешь злое предприятие и ска­жешь: „поднимусь я на землю неогражденную, пойду на беззабот­ных, живущих беспечно, — все они живут без стен, и нет у них ни запоров, ни дверей, — чтобы произвести грабеж и набрать добычи, наложить руку на вновь заселенные развалины и на народ, собранный из народов, занимающийся хозяйством и тор­говлею, живущий на вершине земли".

120 Сава и Дедан и купцы Фарсисские со всеми молодыми львами их скажут тебе: „ты 227   пришел, чтобы произвести грабеж, собрал полчище твое, что­бы набрать добычи, взять серебро и золото, отнять скот и иму­щество, захватить большую добычу?,,121 Посему изреки пророче­ство, сын человеческий, и скажи Гогу: так говорит Господь Бог: не так ли?

в тот день, когда народ Мой Израиль будет жить без­опасно, ты узнаешь это; и пойдешь с места твоего, от пределов севера, ты и многие народы с тобою, все сидящие на конях, сбо­рище великое и войско многочисленное. И поднимешься на народ Мой, на Израиля, как туча, чтобы покрыть землю: это будет в последние дни, и Я приведу тебя на землю Мою, чтобы народы узнали Меня, когда Я над тобою, Гог, явлю святость Мою пред гла­зами их.

Так говорит Господь Бог: не ты ли тот самый, о кото­ром Я говорил в древние дни чрез рабов Моих, пророков Израиле-вых, которые пророчествовали в те времена, что Я приведу тебя на них? И будет в тот день, когда Гог придет на землю Израиле-ву, говорит Господь Бог, гнев Мой воспылает в ярости Моей.122 И в ревности Моей, в огне негодования Моего Я сказал: истин­но в тот день произойдет великое потрясение на земле Израиле-вой.

И вострепещут от лица Моего рыбы морские и птицы небес­ные, и звери полевые и все пресмыкающееся, ползающее по земле, и все люди, которые на лице земли, и обрушатся горы, и упадут утесы, и все стены падут на землю. И по всем горам Моим при­зову меч против него123, говорит Господь Бог; меч каждого челове­ка бу дет против брата его. И бу ду су диться с ним моровою язвою и кровопролитием, и пролью на него и на полки его и на мно­гие народы, которые с ним, всепотопляющий дождь и каменный град, огонь и серу; и покажу Мое величие и святость Мою, и явлю Себя пред глазами многих народов, и узнают, что Я Господь» (Иез. 38, 1-23).

«Ты же, сын человеческий, изреки пророчество на Гога и ска­жи: так говорит Господь Бог: вот, Я - на тебя, Гог, князь Роша, Мешеха и Фувала! И поверну тебя, и поведу тебя, и выведу тебя от краев севера, и приведу тебя на горы Израилевы. И выбью лук 228   твой из левой руки твоей, и выброшу стрелы твои из правой руки твоей.

Падешь ты на горах Израилевых, ты и все полки твои, и народы, которыіе с тобою; отдам тебя на съедение всякого рода хищным птицам и зверям полевым. На открытом поле падешь; ибо Я сказал это, говорит Господь Бог. И пошлю огонь на землю Магог и на жителей островов, живущих беспечно, и узнают, что Я Господь. И явлю святое имя Мое среди народа Моего, Израиля, и не дам вперед бесславить святаго имени Моего, и узнают наро­ды, что Я Господь, Святый в Израиле» (Иез. 39, 1-7).

Послед­ний мятеж против Бога будет направлен со стороны Ирака в сторону Святой Земли. Писание прямо разделяет наро­ды: есть народ из всех племен и национальностей — Все­мирная Церковь; а есть люди, отвергшие благодать, вос­ставшие против Творца — они и будут истреблены. В день Страшного Суда все народы разделятся окончательно и бесповоротно. «И видел я [выходящих] из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам: это — бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя.

Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его» (Откр. 16, 13-15). Апостол Иоанн видел трех нечистых духов, подобных жабам, весьма омер­зительных, творящих знамения — они выходят от диаволь-ской «троицы»: диавола, лжепророка и антихриста. Эти духи, посланные, как жабы, при помощи великих знаме­ний объявят, что наступило время убить всех христиан, а заодно и всех евреев, обратившихся к Богу.

«Это — бесов­ские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя» (Откр. 16, 14). И дальше Господь говорит: «Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду 229   свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его» (Откр. 16, 15)

, то есть Он приходит, как вор, внезап­но. Господь подобные слова говорил и в Евангелии: «Итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избе­жать всех сих будущих [бедствий] и предстать пред Сына Чело­веческого» (Лк. 21, 36), «ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью» (1 Фес. 5, 2). Поче­му Господь говорит, что блажен не просто бодрствующий, а «хранящий одежду свою»»?