Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

247   И дальше Ангел говорит Иоанну: «И десять рогов, кото­рые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне; потому что Бог положил им на сердце—исполнить волю Его, исполнить одну волю, и отдать царство их зверю, доколе не исполнятся слова Божии» (Откр. 17, 16-17).

Великая блудница, миро­вая антицерковь, будет уничтожена самими же злодеями. Бог берет противящихся Его воле и стравливает их между собой, дабы они пожирали друг друга. Господь вложил им мысль исполнить Его волю, чтобы наконец все получили по делам своим. Здесь действует простой принцип: рево­люция пожирает своих отцов.137 Зло агрессивно, и поэто­му Бог его использует против его же самого.

Это как раз и есть исполнение воли Господа — когда справедливость торжествует. «Исполнить одну волю, и отдать царство их зве­рю, доколе не исполнятся слова Божии» (Откр. 17, 17). При­ход антихриста не случаен: он появляется, чтобы испол­нились слова Бога и Его воля. Должно состояться полное разделение, чтобы зараза греха была выжжена из челове­чества.

«Жена же, которую ты видел, есть великий город, цар­ствующий над земными царями» (Откр. 17, 18), то есть над земными царями имеется некий город, властвующий над ними уже сейчас, однако он будет сожжен. 248 Г лава восемнадцатая «После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и име­ющего власть великую; земля осветилась от славы его.

И вос­кликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая [блудница], сделался жилищем бесов и пристани­щем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы, и цари земные любодейство­вали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши ее» (Откр. 18, 1-3).

Перед концом антицеркви спускается с неба Ангел Божий, чтобы возвестить людям волю Бога — радостную весть об истреблении великого зла из это­го мира. Злодей убит, он отошел к отцу своему. И об этом — радость Ангела, повторяющего, что предсказания сбы­ваются. Ведь еще пророк Исаия от имени Бога говорил: «И Вавилон, краса царств, гордость Халдеев, будет ниспровер-жен Богом, как Содом и Гоморра, не заселится никогда, и в роды родов не бу дет жителей в нем; не раскинет Аравитянин шатра своего, и пастухи со стадами не будут отдыхать там.

Но будут обитать в нем звери пустыни, и домы наполнятся филинами; и страусы поселятся, и косматы і е будут скакать там. Шакалы будут выть в чертогах их, и гиены — в увеселительных домах» (Ис. 13, 19-22). Это предсказание о древнем Вавило­не исполнилось буквально. И попытка Саддама Хусей­на пойти против этого пророчества закончилась его каз­нью недалеко от развалин Вавилона, который он пытался восстановить наперекор воле Божией.

Как и предсказы­ 249   вал Исаия, так и случилось. И в другом месте этот пророк говорит: «Изакричал, [как] лев: господин мой! на страже сто­ял я весь день, и на месте моем оставался целы і е ночи: и вот, едут люди, всадники на конях попарно. Потом он возгласил и ска­зал: пал, пал Вавилон, и все идолы богов его лежат на земле раз-биты і е» (Ис. 21, 8).

Это гимн радости о гибели Вавилона, он проходит сквозь все пророчества. Все пророки мечта­ли, молились о приближении этого дня — о приближении дня мести Бога великому и страшному Вавилону, чудовищ­но переполненному кровью святых. Поэтому и говорит пророк, что город этот стал жилищем бесов и пристани­щем всякому нечистому духу. Развалины Вавилона никогда не будут заселены.

«Ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы» (Откр. 18, 2). В чем причина развращения людей? В том, что Вавилон отравил своей заразой человечество, и в наказание за это он разрушается — Вавилон как город никогда не будет восстановлен. «И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвер­гнуться язвам ее» (Откр. 18, 4).

Господь повелевает народу Своему выйти из этого города. Бог говорит Церкви, чтобы она вышла из города тьмы и к нечистоте его не прикаса­лась. Христианам необходимо отделить себя от всемирно­го Вавилона: они не должны жить вавилонскими привыч­ками, как жители этого мятежного города, но должны жить по воле Бога. И когда придет конец, Господь нас выве­дет, в прямом смысле этого слова.

В 70 году сын Веспаси-ана, Тит, осадил Иерусалим. Иудейский историк Иосиф Флавий в своем труде «Иудейская война» подробно описал события, очевидцем которых он был. «Число всех пленен­ных за время войны доходило до девяноста семи тысяч, а павших во время осады было миллион сто тысяч, — расска­ 250   зывал Иосиф Флавий.

— Большинство их было родом не из Иерусалима; ибо со всей страны стекался народ в столицу к празднику опресноков и здесь был неожиданно застигнут войной, так что густота населения породила прежде чуму, а скоро после нее голод». Храм был сожжен и разрушен до основания. В то время евреев постигли такие страшные бедствия, каких не было от начала мира.

По улицам города текла кровь, и пламя пожара потухало от нее. «Ибо грехи ее дошли до неба, и Бог воспомянул неправды ее» (Откр. 18, 5). Грехи Содома и Гоморры дошли до неба, и Бог сошел посмотреть, таковы ли они. Ведь когда люди совершают тяжелые, смертные грехи, в духовных мирах рождается как бы вопль. Каждый поступок человека представляет собой некоторую мелодию, некоторый лад, который Бог слышит.