Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

Не понимая этого, мно­гие люди соблазняются, считая Православную Церковь не настоящей, не подлинной. Но православные знают, что Церковь на земле настоящая, хоть и состоящая из греш­ников: они грешат и каются, падают и встают, пачкают­ся и омываются, и постепенно Отец Небесный облекает их в праведность, дает им награду за терпение, стойкость, стремление удержаться в чистоте и праведности.

Поэтому Церковь и одевается в сверкающую одежду, как в подарок, данный Богом Отцом. Здесь исполняются слова апосто­ла Павла, что «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5, 25), чтобы освятить ее, очистить через Крещение. И вот эта праведность, эта чистота, наконец-то, воссияла. «И сказал мне [Ангел]: напиши: блаженны званые на брач­ную вечерю Агнца.

И сказал мне: сии суть истинные слова Божии» (Откр. 19, 9). Ангел говорит, что человек, входя­щий на брачный пир к Агнцу — Христу Спасителю, уже блажен и счастлив. Настоящее счастье — войти в Царство Бога, чтобы сидеть за Его пиршественным столом, и это воистину так — блаженство именно в этом заключается. Почему Ангел особо подчеркивает это?

Потому что мно­гие люди ищут счастье где угодно, только не там, где нуж­но. Люди ищут счастье в детях, в жене, муже, в работе, в здоровье, но Ангел говорит: не надо там искать — «бла­женны званые на брачную вечерю Агнца». Блаженство заклю­чается в Царстве Божием, а все земные вещи — времен­ные, тленные, они никогда не принесут счастья. Причем, заметьте, блаженны не только избранные, а уже и званые.

270   «Я пал к ногам его, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям тво­им, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись; ибо сви­детельство Иисусово есть дух пророчества» (Откр. 19, 10). Здесь Иоанн, увидев Ангела, хотел сделать то же самое, что и пророк Даниил — упасть перед ним ниц, почитая через Ангела его Повелителя.

Но все уже изменилось: мы видим, что после Воплощения Бога произошли изменения в отно­шениях между людьми и Ангелами. Ангел теперь говорит: «Не делай сего, я сослужитель тебе». Если дословно переве­сти, то Ангел говорит: «Я раб, вместе с тобой и с братья­ми твоими, имеющими свидетельство Иисуса Христа». Теперь Ангелы и люди уже на равных вместе служат Госпо­ду.

Христос Воплощением Своим и крестной смертью урав­нял людей с Ангелами. Человек, который свидетельствует об имени Иисуса Христа, проповедует имя Его, становит­ся вровень с Ангелами, то есть уравнивается по благода­ти, по силе с Ангелами Божиими. А во времена Ветхого Завета еще не произошло возвеличивание и очищение человека, он был еще непокорным рабом.

Сейчас же тот, кто свидетельствует и словом, и жизнью об имени Иисуса Христа, является сотрудником, сослужителем Ангелов. Само свидетельство Иисуса есть дух пророчества; пропо­ведь Христа является пророческим служением. Ведь про­рок не столько предсказывал будущее, сколько указывал волю Бога — в будущем или в прошлом. Задача пророка — возвестить волю Бога.

Поэтому человек, который при­носит слово Евангелия, доносит до современных людей самую важную, самую главную весть и волю Бога, испол­няет служение пророчества. Как говорит апостол Павел, раньше Господь давал народу на ощупь искать Себя, а сей­час Он повсюду и повелевает всем народам каяться, возве­щая, что Он придет судить мир через предначертанного 271   Иисуса Христа.

Все народы, желающие спасения, должны поверить в Иисуса Христа как в Сына Божиего. Поэтому свидетельство Иисуса есть дух пророчества. Более того, слова Христа Спасителя обладают собственной могуще­ственной силой, которая может переплавлять, изменять людей. В «Достопамятных сказаниях о подвижничестве святых и блаженных отцов» рассказывается, как однаж­ды один монах пришел на Литургию в храм и увидел, что когда дьякон читал Евангелие, слова исходили из его уст, как пламенные языки, поднимавшиеся в небо и касавши­еся сердец прихожан.

Слово Божие обладает внутренней силой, которая обжигает человека. «И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который правед­но судит и воинствует» (Откр. 19, 11). Если раньше Ангел говорил, что наступает брак Агнца, то теперь брак уже осу­ществляется. Как происходит брак на Востоке? Невеста сидит дома и готовится, а жених приходит к ней и заби­рает ее к себе.

И вот здесь мы видим, как Жених Небес­ный, Христос, выходит, чтобы забрать к себе Церковь. Господь обещал перед Своей смертью: «Не оставлю вас сиро­тами; приду к вам» (Ин. 14, 18). И вот Он возвращается во всей славе Своей, чтобы забрать Церковь к Себе. Иоанн видит, как небеса открываются — таким образом исполня­ются просьбы древних пророков.

Пророк Исаия воскли­цал: «О, если бы Ты расторг небеса [и] сошел! горы растаяли бы от лица Твоего» (Ис. 64, 1). Небеса сворачиваются, как сви­ток, и Христос выходит на бой. «И вот конь белый, и сидя­щий на нем называется Верный и Истинный» (Откр. 19, 11). Белый конь — это знак высших небесных сил, пребываю­щих в чистоте. Здесь мы сразу вспоминаем четырех коней из начала Апокалипсиса.

Там тоже был белый конь и на нем всадник с золотой короной, который вышел победить 272   — это апостольская Церковь проповедников Евангелия, совершающая победоносный поход против мира. И вот этот победоносный поход завершается — Христос, Побе­дитель вселенной, выходит, чтобы на белом коне довести до конца Свою миссию. Он «запечатывает» историю мира.