Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

Господь может «тушить» Церкви-светильники, перестав­лять их с места на место, Он может их снова зажигать. Бог — всемогущий, Он Повелитель всех Церквей мира. Нель­зя думать, будто они могут сами по себе погаснуть — ими управляет Христос. 29   «Знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы» (Откр. 2, 2).

Господь говорит Церкви: «Знаю все твои добрые дела, что ты Мне угождала, трудилась в про­поведи Евангелия». Так, как проповедовали в то время, не проповедовали больше никогда.17 Это действительно необыкновенные труды, и апостолам пришлось претер­петь множество преследований за имя Христово. Господь хвалит первую Церковь за то, что она не может перено­сить злых, которые считают зло нормой; отбрасыва­ет злодейства от себя, выметает зло из своих рядов; она испытала называющих себя апостолами и нашла, что они не таковые, но лжецы.

Апостольская Церковь отвергла недобросовестных, фальшивых апостолов, которые пыта­лись иудаизм совместить с христианством, навязать всем христианам нормы Ветхого Завета, уже отмененные кро­вью Христа Спасителя.18 «Ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Мое­го трудился и не изнемогал» (Откр. 2, 3). Господь говорит Церкви, что она не только трудилась, но еще и очень мно­гое ради имени Христова терпела и при этом не изнемога­ла.

Имя Господне увлекало Ее все дальше и дальше, любовь Христа переполняла Церковь, и силы ее не источались. Тот, кто трудится ради Христова имени, чувствует в себе силу, которая лишь все более и более возрастает. В то время Церковь изобиловала духовными делами. Апостол Павел свидетельствует, что в любой христианской общине обяза­тельно были пророки, имеющие различные дары от Духа Святого.

Сейчас у нас в Церкви дары остались, но их стало значительно меньше — из-за уменьшения любви. Однако Господь говорит, что у Него есть претен­зии и к первой Церкви: «Но имею против тебя то, что ты 30   оставил первую любовь твою» (Откр. 2, 4). В чем проявля­лась первая любовь? Апостольская община в Иерусалиме не имела личной собственности: люди добровольно про­давали свое имущество и складывали к ногам апостолов вырученные деньги, так что не было среди них ни бедных, ни богатых, но все имели необходимое.

Каждый человек проявлял свою любовь, служа другому. Никогда больше в последующие годы в Церквах такого не было. И лишь в монастырском быту, где у монахов ничего собственного нет, эта любовь и этот принцип первой общины в Иеру­салиме сохранились. Любовь же заключается в том, что люди не отделяют себя от других, но пребывают все вместе в горячей взаимной любви.

19 Иерусалимская община пре­кратила свое существование, а другие Церкви не смогли или не захотели продолжить ее опыт. Это Господь и расце­нивает как отход от первой любви — той, которую христи­ане имели в начале. Это некое охлаждение любви, позднее приведшее к тому, что на Церковь обрушилась целая эпо­ха гонений. Гонения ведь не случайны: когда есть горячая любовь, тогда скорби и не нужны, а когда любви не хвата­ет, тогда Господь зовет спасаться скорбями.

«Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину све­тильник твой с места его, если не покаешься» (Откр. 2, 5). Господь обращается к Церкви с призывом к покаянию, в противном случае Он обещает сдвинуть светильник, то есть обещает уничтожение этой Церкви, гонения и скор­би. Как нам известно из трудов Андрея Кесарийского, это пророчество сбылось в буквальном смысле.

Эфесская Цер­ковь не покаялась — известно, что в V веке в ней процве­тал грех симонии. Епископ Антонин Эфесский организо­вал продажу священнических должностей, у него имелись и точные таксы на епископские и священнические должно­ 31   сти. Иоанн Златоуст, узнав об этом, сместил его. В резуль­тате этого греха главный престол Малой Азии перешел из Эфеса в Константинополь, соответствующее решение было принято уже на IV Вселенском Соборе.

Здесь име­ло место прямое проявление воли Господа: любовь оску­дела в Эфесской Церкви, и этот светильник был сдвинут с места. Сейчас этой Церкви уже нет. «Впрочем, то в тебе [хорошо], что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу» (Откр. 2, 6). Никола-иты — это секта, которая была связана с одним из семи первых дьяконов по имени Николай.

Древние церковные историки писали о том, что Николай был крайне вспыль­чивым и ужасно ревновал свою красавицу-жену. В резуль­тате этого у них в семье случались страшные скандалы, и когда апостолы осудили его за такое поведение, дьякон вывел свою жену в центр общины и сказал: «Кто хочет, пусть берет и пользуется ею». Апостолы не поддержали этого безобразия, и в результате диакон Николай отрек­ся от Церкви и создал секту, где учил, что время Нового Завета закончилось и, следовательно, любой христианин может развратничать и блудить, как угодно.

Он сделал блуд нормой жизни и считал, что Богу можно служить при помощи разврата. Церковь отвергала эту ересь и отлучила от себя всех николаитов. «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» (Откр. 2, 7). Таким образом, Господь говорит, что Он обращается не только к Эфесской Церкви, но и ко всем, у кого есть уши.

Кто отступил от любви — пусть возвращается к ней. Святой Дух говорит Церквам: «Кто победит, тот будет есть от Дерева Жизни, которое посре­ди рая Божиего». Тот, кто победит, войдет в вечный рай, чтобы там вкушать плоды от Древа Жизни, от которого 32   не мог вкушать первый человек, Адам. Вкушать плоды Дре­ва и достигать бессмертия — это награда, обещанная пра­ведникам, тем, кто претерпел скорби, перенес труды и не отрекся от своего креста.

«И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Пер­вый и Последний, Который был мертв, и се, жив» (Откр. 2, 8). Голос Бога обращается ко второй Церкви — Смирнской. Из всех Церквей Апокалипсиса это единственная Цер­ковь, которая сохранилась до сих пор. Город Смирна в настоящее время — Измир. Это город-миллионер в Тур­ции. Смирнская Церковь — церковь мучеников, ангелом ее был святой Поликарп Смирнский, казненный в 167 году.