Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse Ed. Golden-Ship.ru 2012 Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.
Сейчас же тот, кто свидетельствует и словом, и жизнью об имени Иисуса Христа, является сотрудником, сослужителем Ангелов. Само свидетельство Иисуса есть дух пророчества; проповедь Христа является пророческим служением. Ведь пророк не столько предсказывал будущее, сколько указывал волю Бога — в будущем или в прошлом. Задача пророка — возвестить волю Бога.
Поэтому человек, который приносит слово Евангелия, доносит до современных людей самую важную, самую главную весть и волю Бога, исполняет служение пророчества. Как говорит апостол Павел, раньше Господь давал народу на ощупь искать Себя, а сейчас Он повсюду и повелевает всем народам каяться, возвещая, что Он придет судить мир через предначертанного 271 Иисуса Христа.
Все народы, желающие спасения, должны поверить в Иисуса Христа как в Сына Божиего. Поэтому свидетельство Иисуса есть дух пророчества. Более того, слова Христа Спасителя обладают собственной могущественной силой, которая может переплавлять, изменять людей. В «Достопамятных сказаниях о подвижничестве святых и блаженных отцов» рассказывается, как однажды один монах пришел на Литургию в храм и увидел, что когда дьякон читал Евангелие, слова исходили из его уст, как пламенные языки, поднимавшиеся в небо и касавшиеся сердец прихожан.
Слово Божие обладает внутренней силой, которая обжигает человека. «И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует» (Откр. 19, 11). Если раньше Ангел говорил, что наступает брак Агнца, то теперь брак уже осуществляется. Как происходит брак на Востоке? Невеста сидит дома и готовится, а жених приходит к ней и забирает ее к себе.
И вот здесь мы видим, как Жених Небесный, Христос, выходит, чтобы забрать к себе Церковь. Господь обещал перед Своей смертью: «Не оставлю вас сиротами; приду к вам» (Ин. 14, 18). И вот Он возвращается во всей славе Своей, чтобы забрать Церковь к Себе. Иоанн видит, как небеса открываются — таким образом исполняются просьбы древних пророков.
Пророк Исаия восклицал: «О, если бы Ты расторг небеса [и] сошел! горы растаяли бы от лица Твоего» (Ис. 64, 1). Небеса сворачиваются, как свиток, и Христос выходит на бой. «И вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный» (Откр. 19, 11). Белый конь — это знак высших небесных сил, пребывающих в чистоте. Здесь мы сразу вспоминаем четырех коней из начала Апокалипсиса.
Там тоже был белый конь и на нем всадник с золотой короной, который вышел победить 272 — это апостольская Церковь проповедников Евангелия, совершающая победоносный поход против мира. И вот этот победоносный поход завершается — Христос, Победитель вселенной, выходит, чтобы на белом коне довести до конца Свою миссию. Он «запечатывает» историю мира.
И первое имя Его — Верный, то есть Спаситель остается верным всегда, всегда держит Свое слово. «Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. [Он] имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого» (Откр. 19, 12). Христос выезжает как триумфатор, и у Него множество корон на голове, ведь Он — Царь царей, и всякое зло выжигается Им, тьма не способна устоять перед Его глазами.
У Него множество корон на голове, как у соделавшего все добрые дела мира. Ведь все истинные, добрые дела совершаются силой Иисуса Христа. Он сказал: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5). И короны, которые надеваются на спасенных, это короны Христа. «[Он] имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого» (Откр. 19, 12)
, то есть Его имя, Его природу невозможно выразить словами. В Книге Премудрости Соломона сказано о Нем так: «Дух разумный, святый, единородный, многочастный, тонкий, удобоподвижный, светлый, чистый, ясный, невредительный, благолюбивый, скорый, неудержимый» (Прем. 7, 22). Однако выразить до конца сущность Христа не может никто, и Его слава не поддается никакому описанию.
Природу Христа знает только Отец, Который родил Его из Своей Собственной Сущности. «[Он был] облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: „слово Божие"» (Откр. 19, 13). Почему одежда обагрена кровью? Потому что Он пострадал за нас, это Его собственная кровь. Христос завершил Свою великую битву на Голгофе, на Кресте, когда пострадал за людей.
И вот 273 Он выходит на битву с великим князем тьмы, чтобы совершить отмщение Свое. Как и предсказывал это пророк Иса-ия в своем видении: «Кто это идет от Едома, в червленых ризах от Восора, столь величественный в Своей одежде, выступающий в полноте силы Своей? „Я - изрекающий правду, сильный, чтобы спасать".
Отчего же одеяние Твое красно, и ризы у Тебя, как у топтавшего в точиле? „Я топтал точило один, и из наро дов никого не было со Мною; и Я топтал их во гневе Моем и попирал их в ярости Моей; кровь их брызгала на ризы Мои, и Я запятнал все одеяние Свое; ибо день мщения — в сердце Моем, и год Моих искупленных настал. Я смотрел, и не было помощника; дивился, что не было поддерживающего; но помогла Мне мышца Моя, и ярость Моя — она поддержала Меня: и попрал Я народы во гневе Моем, и сокрушил их в ярости Моей, и вылил на землю кровь их"» (Ис. 63, 1-6).
Одежда Его также в крови убитых Им злодеев и тех врагов Божиих, которых Отец карает Его рукой. И здесь открывается имя Его — Слово Божие. Это откровение о Боге, о Христе как о вечном Слове Бога Отца, дано было Иоанну, когда Он увидел Христа в этой славе, в обагренных кровью ризах. «И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый» (Откр. 19, 14).