Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse Ed. Golden-Ship.ru 2012 Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.
И первое имя Его — Верный, то есть Спаситель остается верным всегда, всегда держит Свое слово. «Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. [Он] имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого» (Откр. 19, 12). Христос выезжает как триумфатор, и у Него множество корон на голове, ведь Он — Царь царей, и всякое зло выжигается Им, тьма не способна устоять перед Его глазами.
У Него множество корон на голове, как у соделавшего все добрые дела мира. Ведь все истинные, добрые дела совершаются силой Иисуса Христа. Он сказал: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5). И короны, которые надеваются на спасенных, это короны Христа. «[Он] имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого» (Откр. 19, 12)
, то есть Его имя, Его природу невозможно выразить словами. В Книге Премудрости Соломона сказано о Нем так: «Дух разумный, святый, единородный, многочастный, тонкий, удобоподвижный, светлый, чистый, ясный, невредительный, благолюбивый, скорый, неудержимый» (Прем. 7, 22). Однако выразить до конца сущность Христа не может никто, и Его слава не поддается никакому описанию.
Природу Христа знает только Отец, Который родил Его из Своей Собственной Сущности. «[Он был] облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: „слово Божие"» (Откр. 19, 13). Почему одежда обагрена кровью? Потому что Он пострадал за нас, это Его собственная кровь. Христос завершил Свою великую битву на Голгофе, на Кресте, когда пострадал за людей.
И вот 273 Он выходит на битву с великим князем тьмы, чтобы совершить отмщение Свое. Как и предсказывал это пророк Иса-ия в своем видении: «Кто это идет от Едома, в червленых ризах от Восора, столь величественный в Своей одежде, выступающий в полноте силы Своей? „Я - изрекающий правду, сильный, чтобы спасать".
Отчего же одеяние Твое красно, и ризы у Тебя, как у топтавшего в точиле? „Я топтал точило один, и из наро дов никого не было со Мною; и Я топтал их во гневе Моем и попирал их в ярости Моей; кровь их брызгала на ризы Мои, и Я запятнал все одеяние Свое; ибо день мщения — в сердце Моем, и год Моих искупленных настал. Я смотрел, и не было помощника; дивился, что не было поддерживающего; но помогла Мне мышца Моя, и ярость Моя — она поддержала Меня: и попрал Я народы во гневе Моем, и сокрушил их в ярости Моей, и вылил на землю кровь их"» (Ис. 63, 1-6).
Одежда Его также в крови убитых Им злодеев и тех врагов Божиих, которых Отец карает Его рукой. И здесь открывается имя Его — Слово Божие. Это откровение о Боге, о Христе как о вечном Слове Бога Отца, дано было Иоанну, когда Он увидел Христа в этой славе, в обагренных кровью ризах. «И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый» (Откр. 19, 14).
Слово Божие всегда исполняет волю Отца полностью. «Следовали за Ним на конях белых», то есть за Христом идут Ангелы, мученики, пророки — на конях, чтобы вступить в великое сражение со всеми силами тьмы, с сатаной и ангелами его, с осатаневшими людьми, с антихристом и всеми его слугами, со всей мировой системой зла, во главе которой — мятежный херувим.
В Писании многократно говорится об этом великом выходе Бога с Его святыми. Например, сказано, что Бог дивен во святых Своих, то есть Он удивителен в Своих святых. В Новом Завете читаем: «Когда Он приидет прославиться во святых Своих» (2 Фес. 1, 10). 274 Это значит, что Господь явит Свою силу и мощь над теми, кто не принял благовестие Его.
И еще сказано, что «умерших в Иисусе Бог приведет с Ним» (1 Фес. 4, 14). Кто во имя Христа умер, тот выйдет вместе с Богом Отцом в тот великий день. «Облеченные в виссон белый и чистый» — они одеты в праведность, светятся от той славы, которую черпают от Христа. «Изуст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя» (Откр. 19, 15).
В Нем исполняются все пророчества и Давида, и Исаии. Давид говорил от имени Христа, от имени Отца Небесного: «Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника» (Пс. 2, 9). И в Книге пророка Исаии сказано, что «произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела.
Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого. И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его — истина» (Ис. 11, 1-5). Исаия видел то же самое видение, тут совпадает абсолютно все: Иисус Христос идет, чтобы совершить праведный суд; из Его уст выходит заточенный с обеих сторон меч, который является словом Божиим.
Как и сказал Господь, Его евангельское слово, обладающее внутренней силой, будет судить людей в конце времен. Христос пасет все народы и будет поражать гордыню и высокомерие, выступающие против Бога. Он точит точило ярости Бога Отца Вседержителя. Как написано у пророка Исаии: «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; 275 а мы думали, [что] Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.
Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53, 4-5). «На одежде и на бедре Его написано имя: „Царь царей и Господь господствующих"» (Откр. 19, 16). На бедре обычно висит меч. У Христа имя Его — это величайший меч, сокрушающий все невидимые силы врага.