Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse Ed. Golden-Ship.ru 2012 Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.
Слово Божие всегда исполняет волю Отца полностью. «Следовали за Ним на конях белых», то есть за Христом идут Ангелы, мученики, пророки — на конях, чтобы вступить в великое сражение со всеми силами тьмы, с сатаной и ангелами его, с осатаневшими людьми, с антихристом и всеми его слугами, со всей мировой системой зла, во главе которой — мятежный херувим.
В Писании многократно говорится об этом великом выходе Бога с Его святыми. Например, сказано, что Бог дивен во святых Своих, то есть Он удивителен в Своих святых. В Новом Завете читаем: «Когда Он приидет прославиться во святых Своих» (2 Фес. 1, 10). 274 Это значит, что Господь явит Свою силу и мощь над теми, кто не принял благовестие Его.
И еще сказано, что «умерших в Иисусе Бог приведет с Ним» (1 Фес. 4, 14). Кто во имя Христа умер, тот выйдет вместе с Богом Отцом в тот великий день. «Облеченные в виссон белый и чистый» — они одеты в праведность, светятся от той славы, которую черпают от Христа. «Изуст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя» (Откр. 19, 15).
В Нем исполняются все пророчества и Давида, и Исаии. Давид говорил от имени Христа, от имени Отца Небесного: «Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника» (Пс. 2, 9). И в Книге пророка Исаии сказано, что «произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела.
Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого. И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его — истина» (Ис. 11, 1-5). Исаия видел то же самое видение, тут совпадает абсолютно все: Иисус Христос идет, чтобы совершить праведный суд; из Его уст выходит заточенный с обеих сторон меч, который является словом Божиим.
Как и сказал Господь, Его евангельское слово, обладающее внутренней силой, будет судить людей в конце времен. Христос пасет все народы и будет поражать гордыню и высокомерие, выступающие против Бога. Он точит точило ярости Бога Отца Вседержителя. Как написано у пророка Исаии: «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; 275 а мы думали, [что] Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.
Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53, 4-5). «На одежде и на бедре Его написано имя: „Царь царей и Господь господствующих"» (Откр. 19, 16). На бедре обычно висит меч. У Христа имя Его — это величайший меч, сокрушающий все невидимые силы врага.
Во время любой атаки сатаны мы с вами спасаемся, призвав имя Господне. На одежде Христа изображен знак Его власти. Христос есть вечный Повелитель всех повелителей, Царь всех царей. Люди делают то, что хотят, а через это Бог творит то, что Он хочет. Бог совершает Свою волю через людей, которые свободно делают добро или зло, а в итоге получается, что Его воля проявляется во всем.
Даже последствия человеческого греха Бог использует для исполнения Своей воли, то есть оборачивает их на пользу, так что получается, что грех — это взрыв, который можно направить в любую сторону. Поэтому и называется Христос Царем царей и Господом господ. Люди обладают полной свободой воли. Но почему они хотят лишить такой же свободы Бога? Воля Божия неотделима от правды, по которой Он всегда и поступает.
«И увидел я одного Ангела, стоящего на солнце; и он воскликнул громким голосом, говоря всем птицам, летающим по средине неба: летите, собирайтесь на великую вечерю Божию, чтобы пожрать трупы царей, трупы сильных, трупы тысяче-начальников, трупы коней и сидящих на них, трупы всех свободных и рабов, и малых и великих. И увидел я зверя и царей земных и воинства их, собранные, чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его.
И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба 276 живые брошены в озеро огненное, горящее серою; а прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его, и все птицы напитались их трупами» (Откр. 19, 17-21).
Ангел, стоящий на солнце, это Ангел Хранитель солнца.147 Он восклицает ко всем птицам небесным, говоря, что Бог приготовил большой пир — собирайтесь. «И увидел я зверя и царей земных и воинства их, собранные, чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его» (Откр. 19, 19). Зверь — это антихрист. Здесь Иоанном Богословом описывается Армагед-донская битва, о которой мы говорили в предыдущих главах.
Антихрист решил сразиться не только с Церковью, но и с Самим Богом. Это некий акт ненависти и злобы. «И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою; а прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его, и все птицы напитались их трупами» (Откр. 19, 20-21).
Эта битва не состоялась: по слову Господа зверь и лжепророк были брошены живыми в озеро, горящее огнем и серой, навсегда; они единственные, кто избежал Суда Божиего. Их слуги были уничтожены — убиты словом Бога, умерщвляющим всякое зло и животворящим всякое добро. 277 Г лава двадцатая «И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей.