Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

Во время любой атаки сатаны мы с вами спасаемся, призвав имя Господне. На одежде Христа изображен знак Его власти. Христос есть вечный Повелитель всех повелителей, Царь всех царей. Люди делают то, что хотят, а через это Бог творит то, что Он хочет. Бог совершает Свою волю через людей, которые свободно делают добро или зло, а в итоге получа­ется, что Его воля проявляется во всем.

Даже последствия человеческого греха Бог использует для исполнения Сво­ей воли, то есть оборачивает их на пользу, так что полу­чается, что грех — это взрыв, который можно направить в любую сторону. Поэтому и называется Христос Царем царей и Господом господ. Люди обладают полной свобо­дой воли. Но почему они хотят лишить такой же свободы Бога? Воля Божия неотделима от правды, по которой Он всегда и поступает.

«И увидел я одного Ангела, стоящего на солнце; и он восклик­нул громким голосом, говоря всем птицам, летающим по сре­дине неба: летите, собирайтесь на великую вечерю Божию, чтобы пожрать трупы царей, трупы сильных, трупы тысяче-начальников, трупы коней и сидящих на них, трупы всех свобод­ных и рабов, и малых и великих. И увидел я зверя и царей земных и воинства их, собранные, чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его.

И схвачен был зверь и с ним лжепророк, про­изводивший чудеса пред ним, которыми он обольстил приняв­ших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба 276   живые брошены в озеро огненное, горящее серою; а прочие уби­ты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его, и все птицы напитались их трупами» (Откр. 19, 17-21).

Ангел, стоящий на солнце, это Ангел Хранитель солнца.147 Он восклица­ет ко всем птицам небесным, говоря, что Бог приготовил большой пир — собирайтесь. «И увидел я зверя и царей зем­ных и воинства их, собранные, чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его» (Откр. 19, 19). Зверь — это анти­христ. Здесь Иоанном Богословом описывается Армагед-донская битва, о которой мы говорили в предыдущих гла­вах.

Антихрист решил сразиться не только с Церковью, но и с Самим Богом. Это некий акт ненависти и злобы. «И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чуде­са пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою; а прочие убиты мечом Сидя­щего на коне, исходящим из уст Его, и все птицы напитались их трупами» (Откр. 19, 20-21).

Эта битва не состоялась: по слову Господа зверь и лжепророк были брошены живы­ми в озеро, горящее огнем и серой, навсегда; они един­ственные, кто избежал Суда Божиего. Их слуги были унич­тожены — убиты словом Бога, умерщвляющим всякое зло и животворящим всякое добро. 277 Г лава двадцатая «И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей.

Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тыся­чу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окон­чится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобож­денным на малое время» (Откр. 20, 1-3). У этого текста есть два толкования. В древней Церкви некоторые думали, что после антихриста наступит тысячелетнее царство правед­ников на земле, плотское царство, некая земная подготов­ка к вечности.

Эти предположения были жестко осуждены Церковью. Второе, более верное толкование звучит так: есть некое Царство Божие, царство мучеников, и начало его было положено в тот момент, когда сатана был связан (в момент сошествия Христа во ад). И лишь в самом конце времен он будет освобожден — во время правления на зем­ле антихриста. Господь связал сатану, чтобы не дать ему обольщать народы, причем связан он не какими-то внеш­ними силами, а проповедью апостолов и кровью муче­ников.

Человек, который страдает ради Христа, сража­ется за имя Христа, действительно обуздывает силы зла. А кровь мучеников в буквальном смысле тушит идольские жертвенники. Сила сатаны ограничена, потому что он сотворенное существо и для поддержания своего существования ему нужно постоянно питаться злом человека, страстями, как 278   и было сказано еще в Книге Бытия: «За то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями поле-вы і ми; ты бу дешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей» (Быт. 3, 14).

Особенно излюбленной его пищей стала жестокость — сатана выдумал человеческие жертвоприношения, жертвы животных. А когда мученик умирает за имя Христа, он умирает не один — вместе с ним сражается Христос, и в результате кровь мученика тушит пламя сатаны и обессиливает его. И диавол не может уже властвовать над людьми. Святитель Андрей Кесарийский пишет: «Здесь говорится о бывшем во время страданий Господа низвержении диавола, когда его, почитавшего себя сильным, всемогущий Христос, Бог наш, связал, изба­вил нас от его власти и осудил его на ввержение в бездну.

Это видно и из того, что бесы Его просили не посылать их в бездну. О связании диавола свидетельствует и прекраще­ние идолослужения, разрушение языческих капищ, прекра­щение кровавых жертв и распространение по всему миру познания воли Божией. Великий Ириней свидетельству­ет, что в пришествие Христа диавол впервые узнал, что он осужден в бездну и геенну.

Поэтому я думаю, что под выше­сказанным нужно понимать осуждение диавола Христом. Тем, что сему осуждению служит Ангел, показывается, что диавол не может сопротивляться Богу, ибо он слабее даже Ангела. <...>Тысячу лет лучше считать не за определенное количество лет — тысячу, но или вообще за множество лет, или за число совершенное, ибо так считаются и те тыся­чи, о которых говорит Давид: слово, еже заповеда в тысящи родов (Пс. 104, 8).

Это число означает вообще многие годы, чтобы во всем мире было проповедано Евангелие и укоре­нились семена благочестия, но может означать и просто совершенное число, потому что, оставив в них подзакон­ную жизнь, мы призваны в мужа совершенна в меру возраста 279   исполнения Христова (Еф. 4, 13). Таким образом, тысяча лет — это время от воплощения Христа до пришествия анти­христа.