Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тыся­чу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окон­чится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобож­денным на малое время» (Откр. 20, 1-3). У этого текста есть два толкования. В древней Церкви некоторые думали, что после антихриста наступит тысячелетнее царство правед­ников на земле, плотское царство, некая земная подготов­ка к вечности.

Эти предположения были жестко осуждены Церковью. Второе, более верное толкование звучит так: есть некое Царство Божие, царство мучеников, и начало его было положено в тот момент, когда сатана был связан (в момент сошествия Христа во ад). И лишь в самом конце времен он будет освобожден — во время правления на зем­ле антихриста. Господь связал сатану, чтобы не дать ему обольщать народы, причем связан он не какими-то внеш­ними силами, а проповедью апостолов и кровью муче­ников.

Человек, который страдает ради Христа, сража­ется за имя Христа, действительно обуздывает силы зла. А кровь мучеников в буквальном смысле тушит идольские жертвенники. Сила сатаны ограничена, потому что он сотворенное существо и для поддержания своего существования ему нужно постоянно питаться злом человека, страстями, как 278   и было сказано еще в Книге Бытия: «За то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями поле-вы і ми; ты бу дешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей» (Быт. 3, 14).

Особенно излюбленной его пищей стала жестокость — сатана выдумал человеческие жертвоприношения, жертвы животных. А когда мученик умирает за имя Христа, он умирает не один — вместе с ним сражается Христос, и в результате кровь мученика тушит пламя сатаны и обессиливает его. И диавол не может уже властвовать над людьми. Святитель Андрей Кесарийский пишет: «Здесь говорится о бывшем во время страданий Господа низвержении диавола, когда его, почитавшего себя сильным, всемогущий Христос, Бог наш, связал, изба­вил нас от его власти и осудил его на ввержение в бездну.

Это видно и из того, что бесы Его просили не посылать их в бездну. О связании диавола свидетельствует и прекраще­ние идолослужения, разрушение языческих капищ, прекра­щение кровавых жертв и распространение по всему миру познания воли Божией. Великий Ириней свидетельству­ет, что в пришествие Христа диавол впервые узнал, что он осужден в бездну и геенну.

Поэтому я думаю, что под выше­сказанным нужно понимать осуждение диавола Христом. Тем, что сему осуждению служит Ангел, показывается, что диавол не может сопротивляться Богу, ибо он слабее даже Ангела. <...>Тысячу лет лучше считать не за определенное количество лет — тысячу, но или вообще за множество лет, или за число совершенное, ибо так считаются и те тыся­чи, о которых говорит Давид: слово, еже заповеда в тысящи родов (Пс. 104, 8).

Это число означает вообще многие годы, чтобы во всем мире было проповедано Евангелие и укоре­нились семена благочестия, но может означать и просто совершенное число, потому что, оставив в них подзакон­ную жизнь, мы призваны в мужа совершенна в меру возраста 279   исполнения Христова (Еф. 4, 13). Таким образом, тысяча лет — это время от воплощения Христа до пришествия анти­христа.

Верно ли то, как мы понимаем, или тысяча лет есть десять раз по сто лет, как думают некоторые, или еще меньше, — это известно лишь Богу, Который Один знает, до каких пор для нас полезно Его долготерпение и продол­жение нашей жизни. А по окончании этого времени анти­христ возмутит всю вселенную, по действию Велиара изли­вая на людей его ядовитую злобу, потому что он знает о неизбежности своего наказания».

«После же сего ему долж­но быть освобожденным на малое время» (Откр. 20, 3). Здесь речь идет об освобождении диавола при антихристе, ког­да сатана будет без ограничений обольщать все народы по воле Бога. Почему по воле Бога? Для того чтобы выя­вить, что на самом деле происходит в сердцах людей, и кто останется со Христом, а кто Его не примет.

«И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иису­са и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет» (Откр. 20, 4). Апостол увидел престолы и сидящих на них, которым была дана власть судить — это епископы, правящие Церко­вью в течение тысячи лет.

Они восседают на тронах сво­их, на престолах и судят Церковь, осуществляют судебную власть Церкви. На престолах также сидят мученики, ожив­шие со Христом, и они царствуют тысячу лет. Сказано не «воскресли», а «ожили». Дело в том, что душа челове­ка в разных условиях имеет разную «плотность» душевной жизни. Например, наша душа может спать, в физическом смысле, и у нас нет власти над сном.

Состояние бодрство­вания тоже бывает разное; скажем, душа может пребывать в состоянии отупения.148 Бывает, когда человек любит 280   другого человека, у него более живая душа, а когда любит Бога, у него она еще больше переполнена жизнью. А во вре­мя молитвы Богу человеческая душа оживает полностью. Получается, что есть разная плотность и напряженность душевной жизни.

То же самое происходит и после выхода души из тела. У мучеников души абсолютно живые, то есть они переполнены жизнью, более заполненные, чем были на земле. Почему? Потому что они в себе имеют больше Божественной жизни, хотя еще и не достигли совершен­ства — никто еще не достиг совершенства, не будучи вос­крешенным. Однако души умерших, души святых, правед­ных, мучеников в большей степени наполнены жизнью, чем души других людей, поэтому они ожили и царствуют со Христом тысячу лет.

Сейчас время, когда мученики цар­ствуют со Христом, причем они многократно участвовали в изменении судеб мира. По их просьбе наступает время конца, обозначается время созревания. «Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысячалет. Это — первое воскресение» (Откр. 20, 5). Подчер­кивается, что есть разница между умершими: одни живые, а другие неживые.