Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

Последние сохраняют сознание и чув­ство реальности, но это сознание кошмара, и здесь душа сама ничего не можешь поменять. Ад всегда в Библии опи­сывается как состояние некого непрерывно продолжаю­щегося кошмара, в котором своей волей изменить ниче­го нельзя.149 В аду встречаются мертвецы, они друг друга могут не узнать, так как они полуживые, безжизненные, они тени и призраки.

Кстати, очень и очень многие люди именно так их и видели. В аду существование сознания — на грани с уничтожением. Божие слово не дает челове­ку уничтожиться, и кто отвергает Христа, тот отвергает свое спасение. Сознание у умерших сохраняется, но ниче­го приятного в этом сохранении нет, поэтому и сказано, 281   что «прочие из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет».

Это полупризрачное состояние для них сохраняется в течение всего времени существования Церкви. «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут свя­щенниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» (Откр. 20, 6). Смерть вторая — это когда воскрешенное тело пребывает в полуреальном состоянии; когда душа сое­диняется с вечным телом, и оно бросается в вечный огонь — это и есть смерть вторая, пребывание в вечном огне, без исчезновения, не на тысячу лет, а навсегда.

После второй смерти ничего уже не будет, она окончательна. Первое воскресенье — это когда живущие на земле люди, являясь на самом деле мертвыми, оживают, участвуя в смерти Хри­ста. По словам апостола Павла: «Встань, спящий, и воскрес­ни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Еф. 5, 14). Участие в смерти Христа — это Крещение, потому что мы, погру­жаясь в воду три раза, участвуем в смерти Христа, Кото­рый три дня был в гробу.

А выходя из воды Крещения, мы с вами участвуем в Его Воскресении. Это хотя и симво­лы, но воскресение — вполне реальное. Вот оно — первое Воскресение. Покаяние тоже является первым Воскресе­нием, оно оживляет человека. Есть люди, у которых душа осуществилась, а есть те, у кого душа не осуществилась, то есть проект как бы сделан, подготовлен, но не реализован.

И вот как раз покаяние, перемена мысли, мировоззрения, жизни — это и есть первое Воскресение. Человек, кото­рый воскрес на земле, блажен и свят. Тот, кто покаялся, кто изменился, кто пропитался Божественной жизнью, будет блажен и свят и над ним смерть вторая не возымеет власти. Господь сказал: «Истинно, истинно говорю вам: слу­шающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» 282   (Ин. 5, 24).

Для него Суд — не время решения участи, а вре­мя решения, какую награду ему дать. На суде обычно выно­сят вердикт: то ли вас расстреляют, то ли вас отпустят. А есть другой вариант, когда на суде решают: то ли вам дво­рец дать, то ли вам, скажем, замок подарить. «Они будут священниками Бога и Христа и будут царство­вать с Ним тысячу лет» (Откр. 20, 6).

Священниками, пото­му что они совершают священнодействия и предают всю свою жизнь в жертву Богу. Отдача всей жизни Христу — это и есть жертва Богу. «Когда же окончится тысяча лет, сатана будет осво­божден из темницы своей и выйдет обольщать народы, нахо­дящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской.

И вышли на широту зем­ли, и окружили стан святых и город возлюбленный. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их; а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» (Откр. 20, 7-10). Мы возвращаемся к этой последней великой Армагед-донской битве, когда темные силы попытаются сразить­ся с Христом и с Ангелами Божиими.

Даются последние штрихи, последние детали: кто в ней будет участвовать. Те самые народы Гога и Магога. Магог — это потомок Иафета, от которого происходят европейцы, монголы и индусы, иранцы. Гог и Магог — это дальние древние народы, кото­рые живут на краю земли, как говорит Писание, и в самом конце времен они при помощи вот этих духов бросятся уничтожать Церковь.

«И вышли на широту земли, и окружи­ли стан святых и город возлюбленный» (Откр. 20, 8). Стан свя­тых — это Церковь! Город возлюбленный — собрание всех христиан. «И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их; а диа-вол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков». Под­ 283   черкивается, что не только лжепророк и антихрист, но и сам диавол будет брошен без Суда во тьму, в озеро, кипя­щее огнем и серой. И после этого наступит конец.

«И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в кни­гах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим» (Откр. 20, 11-13).

Суд уже наступил, и великий белый престол ставится перед лицом всего человечества, вся вселенная убегает от лица Сидящего на престоле. Бог являет Себя во сла­ве Своей. Время, как и обещал Ангел, закончилось, насту­пил Судный День. Суд будет заключаться в том, что перед лицом Бога встанут абсолютно все умершие ранее, малые и великие. Бог вызовет из могил всех без исключения людей. «И книги раскрыты были» (Откр. 20, 12).

Это кни­ги совести каждого человека, все дела, которые он делал, зло, в котором не раскаялся, — все будет раскрыто перед Богом, перед Ангелами Божиими и перед всеми людь-ми.150 И, кроме этих книг, которые станут свидетелями против человека сами по себе, будет раскрыта еще и иная книга — Книга Жизни. Это некая книга памяти Бога, она явится как реальная книга, так, как ее и изображают обыч­но на иконах.