Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse Ed. Golden-Ship.ru 2012 Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.
Последний враг, как говорит Писание, упразднится, смерть уничтожена, ее больше нет. Никогда душа с телом больше не разлучатся. Отныне и ада больше нет, он исчезает. Библия говорит, что ад — это временное место заключения грешных душ. И вот смерть и ад брошены в озеро, горящее огнем и серой. Это смерть вторая, то есть места заключения душ не будет.
«И кто не быиі записан в Книге Жизни, тот быиі брошен в озеро огненное» (Откр. 20, 15). Все те, кто не был крещен и не жил по-христиански, будут брошены в озеро, горящее огнем и серой, образом которого является нынешнее Мертвое море. 286 Г лава двадцать первая «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» (Откр. 21, 1).
После того как апостол Иоанн увидел великий Суд последнего дня, Господь показывает ему, что будет после Суда. Евангелист видит новое небо и новую землю, и святой город Иерусалим. Священное Писание говорит, что, с одной стороны, этот мир в нынешнем своем виде не сохранится, потому что он тленный, смертный, но, с другой стороны, «тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие» (1 Кор. 15, 54).
Мы читаем в Книге псалмов: «Пошлешь дух Твой — созидаются, и Ты обновляешь лице земли» (Пс. 103, 30). Бог обновит в конце времен лицо всей земли. Святитель Амвросий Медиолан-ский, рассуждая об этом, говорил, что будет Воскресение не только нашей плоти, но будет Воскресение всей вселенной. Как наше тело умрет, а потом будет воскрешено Творцом, так и небо и земля сгорят в огне мирового пожара.
Сам Господь сказал: «Небо и земля прейдут» (Лк. 21, 33), то есть исчезнут в нынешнем виде, но потом будут воссозданы силой Бога, дыханием Святого Духа, Который восстановит и изменит все. Об этом же пишет апостол Петр во Втором своем Послании: «Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: где обетование пришествия Его?
Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так 287 же. Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков.
Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. Не медлит Господь [исполнением] обетования, как некоторые почитают то медлением; но долго-терпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят.
Если так все это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают? Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2 Петр. 3, 3-13). Итак, все Писание свидетельствует о том, что нынешний мир в современном его виде не будет существовать вечно, мы знаем, что он изменится.
Смерть — это порог, и тление вошло в этот мир из-за грехопадения первых людей. Когда же грех исправлен, исцелен, то должен быть изменен и этот порог. Весь мир переплавляется как бы в огромной плавильной печи Божиего Суда, из мира выжигается смерть, выжигается тление, выжигается всякая нечистота, и Господь творит все новое. Он обновляет все творение.
Об этом говорят многие древние святые, например, пророк Исаия дважды пишет о новой вселенной: «Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспо минаемы и не придут на сердце. А вы будете веселиться и радоваться вовеки о том, что Я творю: ибо вот, Я творю Иерусалим веселием и народ его радостью. И буду радоваться о Иерусали- 288 ме и веселиться о народе Моем; и не услышится в нем более голос плача и голос вопля.
Там не будет более малолетнего и старца, который не достигал бы полноты дней своих» (Ис. 65, 17-20). Господь творит новую землю и новое небо необыкновенно прекрасными. Он обещает, что мы будем жить в новом мире, созданном рукою Бога, под новым небом и на новой земле, ибо Творец обновляет вселенную Своим могуществом, Своей красотою. Дальше Исаия говорит: «Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме.
И увидите это, и возрадуется сердце ваше, и кости ваши расцветут, как молодая зелень, и откроется рука Господа рабам Его, а на врагов Своих Он разгневается» (Ис. 66, 13-14). Как понять слова «расцветут кости, как молодая зелень»? Это значит, что люди воскреснут. Можно представить себе: лежат сгнившие, разломанные кости в земле, и вдруг они, по гласу Божиему, начинают срастаться и расцветать, точно молодая зелень, обрастать мышцами и кожей.
Затем Господь душу каждого человека возвращает в его тело. Это подробно описано у другого пророка — Иезекииля. И дальше Господь говорит через пророка Исаию: «И откроется рука Господа рабам его» (Ис. 66, 14), то есть Бог откроет все Свои планы, весь Свой замысел об управлении миром Своим рабам. Все люди поймут, почему Бог так управлял; раскроются все загадки, все удивительные тонкие замыслы, реализуемые Богом сегодня, будут раскрыты во всей полноте. Почему Бог сейчас их не открывает?
Потому что только плохой художник показывает недорисованную картину, а настоящий представляет на суд зрителей работу только после ее завершения. Бог творит вселенную, и сейчас она не завершена, картина мира не закончена. Мы живем в динамическом мире, он изменяется, так как Бог продолжает писать Свою летопись, книга судеб Божиих все еще пишется, и именно поэтому планы 289 Божии до конца еще не ясны.