Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse Ed. Golden-Ship.ru 2012 Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.
И вот Господь исполняет Свое обещание: Он возвращается, приготовив для нас жилище, чтобы мы жили с Ним всегда. Писание говорит, что мы приступаем к этому городу тогда, когда надеемся на Господа. В Послании к Евреям апостола 294 Павла есть такие слова: «Все сии (праведники — ред.) умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества.
И если бы они в мыслях имели то [отечество], из которого вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город» (Евр. 11, 13-16). Бог приготовил город для странников и пришельцев на земле, для тех, кто знает, что родины его на земле нет — она на небе.
Такие люди, люди, ищущие этот город, его и находят. Как и дальше сказано в Писании: «Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева» (Евр. 12, 22-24).
Этого самого города, к которому мы преступаем с верою, достигают те, кто идет вместе с Иисусом. По словам апостола, «Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат. Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание; ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр. 13, 12-14). Какого будущего мы ищем? Вот именно этого вечного города Иерусалима, сходящего с неба от Бога, «как невеста украшенная для мужа своего» (Откр. 21, 2). Это день соединения Бога и людей.
Мы здесь видим, что Церковь Божия называется Невестой, а чуть позже будет называться Женой, потому что соединится с Богом. «И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их» (Откр. 21, 3). Надежда, которую имели еще древние израильтяне, 295 исполняется.
Помните, чем было удивительно странствование евреев по пустыне? Во время этих странствований кто руководил евреями? Перед глазами их всегда стоял огненно-солнечный столб, то есть Бог сорок лет непосредственно стоял перед их глазами. И хотя евреи очень часто роптали, но Господь хранит до сих пор слово, данное Аврааму. Мы сразу же вспоминаем Скинию, которую Бог повелел сделать пророку Моисею.
Причем пророк должен был просто сделать копию Скинии по образцу, который он увидел на небе, когда был на вершине Синая. Ему был показан прообраз небесных вещей, и вот по этому образу и была сделана Скиния Моисея. Иоанн Богослов увидел то же самое, что и Моисей — новый Иерусалим. По образцу нового, будущего Иерусалима и была построена Скиния, а позже по этому примеру возвели Храм Соломона, так же строятся и все православные храмы.
155 Поэтому при возведении церкви можно менять архитектурные стили и формы, но схему храма менять запрещается, потому что она восходит к описанию небесной реальности. «И Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их» (Откр. 21, 3). Если мы внимательно будем читать Писание, то увидим очень интересную вещь: как только люди отходили от Бога, они начинали Его считать чужим.
Посмотрите, например, как в Книге Бытия Лаван говорит: «Бог Авраамов и Бог Нахоров да судит между нами, Бог отца их. Иаков поклялся страхом отца своего Исаака» (Быт. 31, 53). Дальше Саул, сделав грех, обращается к Самуилу: «Я согрешил, но почти меня ныне пред старейшинами народа моего и пред Израилем и воротись со мною, и я поклонюсь Господу Богу твоему» (1 Цар. 15, 30).
Понимаете, не «моему Богу», не «нашему Богу», а «Богу твоему», потому что для Саула, не осознавшего своего греха и считавшего себя абсолютно правым, Бог стал чужим. Так и в 296 Откровении сказано, что Бог «будет обитать с ними» и «они будут его народом» (Откр. 21, 3). «Обитать» можно перевести как «раскинуть шатер», «жить в одной палатке».
Бог будет жить вместе с ними в одном шатре, в одной палатке. Так же сказано и в Послании апостола Павла Коринфянам: «Вселюсь в них и буду ходить [в них]; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2 Кор. 6, 16). Это обещание сбудется. Бог поселится вместе с людьми и внутри людей. Бог будет прекраснейшим венцом для увенчанных. Господь покроет прекраснейшей ризой Своего света спасенных.
Он будет питьем животворящим, пищей сладчайшей, славой и величием для людей. Всякая земная красота по сравнению с красотой Иисуса меркнет, делается ничтожной. Не потому, что Бог запрещает что-то, а потому, что тленное само «выгорает» перед нетленным. Господь будет жить с людьми, «и Бог будет Богом их», то есть их собственным Богом, они будут для Него своими.
«И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21, 4). Господь уже говорил об этом в Откровении: Он действительно утолит все печали, Бог Сам отрет слезу с каждого плачущего лица. Когда мы просим Богородицу, чтобы Она утолила все наши печали, мы, естественно, надеемся, что это сделает не Сама Дева Мария, а Ее молитва к Богу привлечет к нам руку Божию, которая и утешит нас.
Третья личность Бога зовется Утешителем. Он утешает нас в скорбях и утешит окончательно во всяком несчастье, которое только может быть у людей. В Царстве Бога исцелимо всякое горе, Спаситель сотрет слезу со всякого плачущего ока. Как раз об этом говорит удивительный псалом, читаемый перед Причастием: «Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться: Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим, подкрепляет 297 душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего.