Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

Под ней подразумеваются гонения на всю Церковь20, и к ней не сказано ни одного обличительного слова. Эта Цер­ковь мучеников оказалась безупречной в глазах Госпо­да, «который был мертв, и се, жив». В этих словах Бог дает понять, что Он был Первым и Последним, началом и кон­цом мира, мертвым и ожившим. Почему именно Смирн-ской Церкви Он это говорит?

Дело в том, что Господь каж­дый раз, обращаясь к каждой Церкви, подчеркивает одно из Своих свойств — то, которое особенно близко этой Церкви. Мы видим, что Господь подчеркивает здесь, что Он был «жив и мертв и ожил», то есть умер и воскрес. Это важно для Церкви мучеников потому, что они исповедуют смерть и воскресение Христа, они страдают со Христом, чтобы вместе с Ним прославиться.

Церковь — это тело Христа, и когда мученики страдают, то Христос страдает в них. Он страдает в мучениках, пророчествует в проро­ках, побеждает грех в преподобных, являет праведность в праведниках. «Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское» (Откр. 2, 9).

Господь 33   говорит Церкви, что знает ее угнетения, знает, что ее пре­следуют, гонят, отбирают ее имущество. И для Христа это эпоха милости Его, эпоха настоящего духовного богатства. В этот период появляется большое количество подвижни­ков: святой Георгий Победоносец, великомученик Панте-леимон, великомученица Варвара, великомученица Екате­рина, мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София и множество других святых.

Они — драгоценные дары для Церкви, дары мужества, потому что Церковь богата муже­ством и внутренней силой. А преследуют ее, в первую оче­редь, те, кто раньше был народом Божиим — иудеи. Все древние христиане говорили, что обычно гонения начи­нались от иудеев, которые доносили на христиан властям. Гонения в 64 году начались с доноса Помпеи, наложницы императора Нерона, на апостолов Петра и Павла.

Когда в 167 году святого Поликарпа Смирнского приговорили к смерти через сожжение, первыми за хворостом побежа­ли, по обычаю, иудеи, выступавшие в те времена иници­аторами всех притеснений христиан. Ненависть иудеев объясняется их союзом с сатаной, так как, отступив от сою­за с Богом и не признав Мессию, обещанного им пророка­ми, они избрали себе в бога падшего ангела.

Не признав Иисуса Христа Богом, они стали синагогой — собранием сатаны.21 И, действительно, сатана поселился в их серд­цах, поселился в их собраниях, они стали врагами Госпо­да и таковыми остаются и по сей день. Это будет продол­жаться до тех пор, пока они не раскаются. Известно, что кто выше стоит, тот больнее и падает. Иудеи, получившие откровение и Завет, отказавшись от него, стали хуже, чем язычники, потому что отступник хуже, чем незнающий.

«Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, что­бы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь 34   верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2, 10). Господь говорит, что ничего не нужно бояться, потому что Он с нами, Он умер и воскрес, значит, и мы воскрес­нем.

Господь предупреждает: «Вас будут бросать в тюрьму за имя Мое». За этим стоит диавол, ополчающийся на Цер­ковь в попытках ее истребить. Та ненависть, которую име­ли язычники и иудеи к Церкви Божией, необъяснима просто человеческими измышлениями и усилиями. Это усилия сатаны, старающегося истребить Церковь физиче­ски. Но мы знаем, что это ему никогда не удастся.

Хотя это сделать на самом деле не так уж и сложно: убей всех епи­скопов — и не будет Церкви. Но Христос предупреждает: «будете иметь скорбь дней десять». Здесь под десятью днями подразумеваются десять эпох гонений. Десять лет, с 303 по 313 год, шла непрерывная кровавая бойня, когда каж­дый день казнили по несколько десятков тысяч человек. И далее Господь говорит: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2, 10)

, то есть если верен будешь Хри­сту до самой смерти, то получишь награду — венец жизни, дающийся праведникам.22 Как говорил святой XIV века Николай Кавасила, Дух Святой является венцом жизни для тех, кто достиг спасения, кто верен до конца. «Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающий не потерпит вреда от второй смер­ти» (Откр. 2, 11). Побеждающему не грозит вторая смерть.

Если победите, то вам не страшна никакая смерть. Смерть первая — это отлучение души от тела, а вторая смерть — это вечное отделение от Бога. И она наносит величай­ший вред человеку, так как он остается со своим телом в вечности, но далек от Бога и пребывает в вечной гибе­ли, в стране «мрака, каков есть мрак тени смертной, где нет устройства, [где] темно, как самая тьма» (Иов. 10, 22).

Кто победит, при условии верности Христу, того смерть обой­ 35   дет, тот будет избавлен от второй смерти. Таким образом, Господь дважды говорит, что мы не должны ни в каком слу­чае волноваться, потому что в раю нет проигравших: или ты с Богом, или ты против Него. «И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Име­ющий острый с обеих сторон меч: знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа» (Откр. 2, 12-13).

Третья Церковь, к которой обращается Господь, — Пергамская. До наших дней сохранился город Пергам, известный тем, что там находился один из глав­ных жертвенников Зевса23 и языческий храм Асклепия, которого почитали под видом змеи24. Город Пергам был городом неистового идолопоклонства, там люди кланя­лись злым духам и нечистой силе.25 Господь, обращаясь к Ангелу Пергамской Церкви, сказал: «Так говорит Имею­щий острый с обеих сторон меч» (Откр. 2, 12).