Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

Итак, вода Святого Духа влечет нас на восток, к Богу, к раю. И источник живой воды — Святого Духа — находится у Бога Отца. Можно даже сказать, что вода обладает некоторыми свойствами по аналогии со Святым Духом, то есть она есть символ неких невидимых вещей. Дальше пророк Иезекииль описывает реку живой воды так: «И [еще] отмерил тыісячу, и повел меня по воде; воды было по колено.

И еще отмерил тысячу, и повел меня; воды было по пояс­ницу. И еще отмерил тысячу, и уже тут был такой поток, через который я не мог идти, потому что вода была так высока, что надлежало плыть, а переходить нельзя было этот поток. И сказал мне: „видел, сын человеческий?,, и повел меня обратно к берегу этого потока.164 И когда я пришел назад, и вот, на берегах потока мно­го было дерев по ту и другую сторону.

И сказал мне: эта вода течет в восточную сторону земли, сойдет на равнину и войдет в море; и воды его сделаются здоровыми.165 И всякое живущее существо, пре­смыкающееся там, где войдут две струи, будет живо; и рыбы будет весьма много, потому что войдет туда эта вода, и воды [в море] сделаются здоровыми, и, куда войдет этот поток, все будет живо там.

И будут стоять подле него рыіболовы от Ен-Гадди до Эглаи-ма, будут закидывать сети. Рыба будет в своем виде и, как в боль­шом море, рыібы будет весьма много. Болота его и лужи его, кото рыіе не сделаются здоровыми, будут оставлены для соли. У потока по берегам его, с той и другой стороны, будут расти всякие дерева, доставляющие пищу: листья их не будут увядать, и плоды на них не будут истощаться; каждый месяц будут созревать новыіе, пото му что вода для них течет из святилища; плоды их будут употре­бляемы в пищу, а листья на врачевание» (Иез. 47, 4-12). Рыба в этом видении — это люди.

Помните, Господь ска­зал: «Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф. 4, 19). И апостолы 321   действительно при помощи Святого Духа совершили вели­кий улов среди всего человечества. И по сей день этот улов продолжается. Дух уже пришел, и источник уже забил — тот самый поток, который видел Иоанн в Апокалипсисе, уже течет по земле, а Церковь Божия является каналом, руслом, по которому течет вода живая.

А по берегам стоят рыболо­вы, «ловят» и «оживляют» людей, наполняют их жизнью. Люди, пропитанные Божественным сиянием, оживают. Второе пророчество о живом потоке воды записано в Книге пророка Захарии: «И будет в тот день: не станет све­та, светила удалятся. День этот будет единственный, ведомый только Господу: ни день, ни ночь; лишь в вечернее время явится свет.

166 И будет в тот день167, живыіе воды потекут из Иерусали­ма, половина их к морю восточному и половина их к морю запад­ному: летом и зимой так будет. И Господь будет Царем над всею землею; в тот день будет Господь един, и имя Его едино. Вся эта земля будет, как равнина, от Гаваона до Реммона, на юг от Иеру­салима, который высоко будет стоять на своем месте и населится от ворот Вениаминовых до места первых ворот, до угловых ворот, и от башни Анамеила до царских точил.

И будут жить в нем, и проклятия не будет более, но будет стоять Иерусалим безопасно» (Зах. 14, 6-11). Так что живая вода была предсказана, и она пришла — для очищения всякой скверны и всякой нечисто­ты. И будет она питать людей всегда, в вечности, Дух Святой станет пищей для спасенных. Вернемся к Откровению. «Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать [раз] приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов» (Откр. 22, 2).

Улицы нового Иерусалима — это святые, живущие в нем. И посреди этих улиц Иоанн Богослов видит Дерево Жизни. Древо Жизни — это Иисус Христос. В Книге Притчей царя Соломона сказано, что пре­мудрость есть дерево жизни для всех, кто приходит к ней168, то 322   есть вкушающий от Премудрости никогда не умрет.

Дере­во жизни упоминается и в самом начале Библии — Господь насадил его посреди рая (Быт. 3, 22). Бог не допустил до него людей после грехопадения. Человек стал смертным, так как потерял возможность вкушать от Древа Жизни. В резуль­тате грехопадения изменился и окружающий мир. Извеч­ная гармония между природой и человеком нарушилась. Теперь стихии ему стали враждебны.

Наводнения, урага­ны, землетрясения, жара, засуха могут погубить его. Зем­ля уже не будет сама собой рождать все — ее надо возделы­вать «в поте лица», а она будет производить на свет «терния и колючки». И звери уже не друзья, а враги человека. Вся тварь покоряется «рабству тления». И она вместе с челове­ком будет «ждать освобождения», «ибо тварь с надеждою ожи­дает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суе­те не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих от этого рабства, потому что покорилась суете не добро­вольно, но по вине человека» (Рим. 8, 19-21).

После Воскресе­ния Христа и искупления грехов людей Древо Жизни стало для человечества вновь доступно. Христос, благодаря Духу Святому, становится доступным для нас, и человек, вкушая от Христа, делается причастным этому Древу Жизни. В дру­гом месте сказано, что Дерево Жизни есть кротость: «Крот­кий язык — древо жизни» (Притч. 15, 4). В третьем — сказано, что это исполнившаяся надежда: «Надежда, долго не сбываю­щаяся, томит сердце, а исполнившееся желание — как древо жиз­ни» (Притч. 13, 12). Здесь нет противоречия.

Премудрость Отца, Иисус Христос, говорит в Евангелии: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11, 29). И пре­дельное желание человека — это встреча с Иисусом Христом и с Его Отцом. Человек, стремящийся к этому, встречает­ся с исполнившимся желанием, с Премудростью Отца, он 323   видит во Христе замысел этого мира, видит, как задуман мир — его тайны теперь открыты для того, кто достиг нового Иерусалима.

Более того, ему становится понятен замысел о каждой вещи во вселенной, как задумал ее Отец, нарисовав, в Сыне Своем, великий план творения. И еще человек видит источник кротости Христа, источник абсолютной тишины, царящей в глубинах Божества. Однако святитель Андрей Кесарийский утверждает, что Древо Жизни — это не только Сын Божий, но еще и сам спасенный.