Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

The gift given to the apostles on the day of Pentecost will be manifest after the end of the world—this gift is the core, the most important hope of Christians. Why is it called the water of life? Because whoever drinks this water will live forever. This water of life, the water of immortality, fills a person so that he will never thirst again. As the Lord said: "Everyone who drinks this water will thirst again, but whoever drinks the water that I will give him will never thirst; but the water which I shall give him shall become in him a fountain of water springing up into eternal life" (John 4:13-14).

"The river that proceeds from the Church," explains St. Andrew of Caesarea, "is allegorically called the baptism of the Fatherhood, because those who are washed in it by the action of the Holy Spirit are made purer than snow and crystal. And the river of God flowing through the heavenly Jerusalem, full of water, is the Life-Giving Spirit proceeding from God the Father, giving water through the Angel and the higher powers, called 319   the thrones of God, and the walls of the holy city, that is, its inhabitants."

Престолом Бога Отца и Его Сына являются высшие небесные силы, которые так и называются — Пре­столами. Часто на иконах их изображают в виде огненных колес или в виде колес с множеством глаз на ободьях. Это высшие небесные силы, первыми принимающие на себя излияния Святого Духа, и далее от них Он ниспускается на все творение. И вот здесь апостол Иоанн говорит, что видел «чистую реку воды жизни» (Откр. 22, 1).

Река Божия наполнилась, как и обещал древний пророк, то есть достигла нас. Если рань­ше люди чувствовали только ручейки, пили от источни­ка, то теперь сама жизнь вливается в этот мир и наполняет его. И наполняет настолько, что не оставляет места ничему скверному, а, напротив, делает человека сверхмогуществен­ным, сверхсильным, поэтому она и есть чистейшая вода жиз­ни.

Чистейший Святой Дух, исходящий от Бога Отца через Христа, вливается в сердца людей, очищая всякого челове­ка. И именно об этом говорят древние пророки. Похожее видение было у пророка Иезекииля — его глазам предстал удивительный новый Иерусалим и Храм, то есть тело Хри­ста: «Потом привел он меня обратно к дверям храма, и вот, из-под порога храма течет вода на восток, ибо храм стоял лицом на вос­ток, и вода текла из-под правого бока храма, по южную сторону жертвенника.

163 И вывел меня северными воротами, и внешним путем обвел меня к внешним воротам, путем, обращенным к вос­току; и вот, вода течет по правую сторону. Когда тот муж пошел на восток, то в руке держал шнур, и отмерил тысячу локтей, и повел меня по воде; воды было по лодыжку» (Иез. 47, 1-3). Все время на восток и направо, потому что это восточная вода, вода правой жизни, ведь имя Бога — Восток востоков.

Восток — это место, где восходит солнце, поэтому источник света — Бог — и называется Востоком в Писании. И вода течет в вос- 320   точном направлении, потому что приводит людей к Творцу. В Писании сказано, что «все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободным, и все напоены одним Духом» (1 Кор. 12, 13).

Итак, вода Святого Духа влечет нас на восток, к Богу, к раю. И источник живой воды — Святого Духа — находится у Бога Отца. Можно даже сказать, что вода обладает некоторыми свойствами по аналогии со Святым Духом, то есть она есть символ неких невидимых вещей. Дальше пророк Иезекииль описывает реку живой воды так: «И [еще] отмерил тыісячу, и повел меня по воде; воды было по колено.

И еще отмерил тысячу, и повел меня; воды было по пояс­ницу. И еще отмерил тысячу, и уже тут был такой поток, через который я не мог идти, потому что вода была так высока, что надлежало плыть, а переходить нельзя было этот поток. И сказал мне: „видел, сын человеческий?,, и повел меня обратно к берегу этого потока.164 И когда я пришел назад, и вот, на берегах потока мно­го было дерев по ту и другую сторону.

И сказал мне: эта вода течет в восточную сторону земли, сойдет на равнину и войдет в море; и воды его сделаются здоровыми.165 И всякое живущее существо, пре­смыкающееся там, где войдут две струи, будет живо; и рыбы будет весьма много, потому что войдет туда эта вода, и воды [в море] сделаются здоровыми, и, куда войдет этот поток, все будет живо там.

И будут стоять подле него рыіболовы от Ен-Гадди до Эглаи-ма, будут закидывать сети. Рыба будет в своем виде и, как в боль­шом море, рыібы будет весьма много. Болота его и лужи его, кото рыіе не сделаются здоровыми, будут оставлены для соли. У потока по берегам его, с той и другой стороны, будут расти всякие дерева, доставляющие пищу: листья их не будут увядать, и плоды на них не будут истощаться; каждый месяц будут созревать новыіе, пото му что вода для них течет из святилища; плоды их будут употре­бляемы в пищу, а листья на врачевание» (Иез. 47, 4-12). Рыба в этом видении — это люди.

Помните, Господь ска­зал: «Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф. 4, 19). И апостолы 321   действительно при помощи Святого Духа совершили вели­кий улов среди всего человечества. И по сей день этот улов продолжается. Дух уже пришел, и источник уже забил — тот самый поток, который видел Иоанн в Апокалипсисе, уже течет по земле, а Церковь Божия является каналом, руслом, по которому течет вода живая.

А по берегам стоят рыболо­вы, «ловят» и «оживляют» людей, наполняют их жизнью. Люди, пропитанные Божественным сиянием, оживают. Второе пророчество о живом потоке воды записано в Книге пророка Захарии: «И будет в тот день: не станет све­та, светила удалятся. День этот будет единственный, ведомый только Господу: ни день, ни ночь; лишь в вечернее время явится свет.

166 И будет в тот день167, живыіе воды потекут из Иерусали­ма, половина их к морю восточному и половина их к морю запад­ному: летом и зимой так будет. И Господь будет Царем над всею землею; в тот день будет Господь един, и имя Его едино. Вся эта земля будет, как равнина, от Гаваона до Реммона, на юг от Иеру­салима, который высоко будет стоять на своем месте и населится от ворот Вениаминовых до места первых ворот, до угловых ворот, и от башни Анамеила до царских точил.