Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

«И листья дерева — для исцеления народов» (Откр. 22, 2). В веч­ности не будет равенства: ни в мучениях, ни в наградах.169 Господь — не Бог равенства. Он создал множество очень раз­ных существ, не равных друг другу; люди одарены различ­ными талантами, чтобы каждый по-своему служил Богу и ближнему. Поэтому все разговоры о том, что в Царствии Бога будет равенство, — это ложь, коренящаяся в диаволе.

Стремление к равенству — это стремление к диаволу, кото­ 325   рый пытается все упростить. В новом же Иерусалиме ниче­го идентичного не будет. В Доме Отца Небесного, как ска­зал Христос, «обителеймного» (Ин. 14, 2). Люди там не будут равны — они будут различны, как и написал апостол Павел: «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе.

Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении» (1 Кор. 15, 41-42). И Господь прямо ска­зал о тех, кто войдет в Царствие Небесное, что одни прино­сят тридцатикратный плод, другие — шестидесятикратный, а третьи — стократный. Первый плод — это плод создав­ших семью, второй плод — вдов, которые ради Бога сохра­нили себя, и третий плод — девственников.

Это общее тол­кование, однако есть еще и другое: тридцатикратный плод — плод обычных праведников, шестидесятикратный — муче­ников, стократный — апостолов. В любом случае, в зависи­мости от дел, которые человек совершает на земле, различ­но и состояние его души и плод, который она произрастит в вечности. Что значит «листья дерева — для исцеления народов» (Откр. 22, 2)?

Здесь имеется в виду исцеление невежества, то есть человек будет получать плоды от добрых дел и исполь­зовать листья тонких знаний о Промысле Божием, исце­ляя таким образом свое невежество и узнавая новые тайны. Писание прямо говорит, что Богу нужно служить не про­сто правильно, а красиво. Листья деревьев для исцеления народов пригодятся и для того, чтобы научить новый народ Бога, собранный со всех концов земли, изяществу.

Писание напоминает нам, что процесс роста никогда не может быть остановлен, никогда не сможет сказать человек: «Я уже все узнал». Этот путь бесконечен, как бесконечно и преуспеяние в любви. По словам Иоанна Лествичника, Ангелы «не оста­новятся, доколе не достигнут превыспреннего устроения Серафимов». Так же не может и успокоиться человек, поу­ 326   чающийся Божественной любви.

Этот путь бесконечен как на земле, так — и тем более — в Царстве Божием. И там более великие и сильные будут помогать и служить тем, кто слаб. Как и Господь заповедал: «Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» (Мф. 23, 11-12). Это служение любви сохра­нится и в вечности, всегда, и будет только усиливаться.

Про­изойдет не просто расширение теоретического знания, но и усиление воли, углубление чувств, в буквальном смыс­ле — исцеление. Будет восстанавливаться целостность, будут излечиваться те раны, которые нанесены были на земле страстями; при условии, что мы с ними боролись, они будут залечены вечностью. «И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему» (Откр. 22, 3).

Если перевести дословно: «И всякого проклятья не будет уже, и пре­стол Бога и Агнца в нем будет, и рабы Его будут служить Ему». То есть не просто проклятого не будет, а проклятья не будет вообще. Дело в том, что «проклятье» и «проклятые» — это разные вещи. Проклятье действует как бы самостоятельно: человека прокляли, и он уже своими силами, без вмешатель­ства Творца, выбраться не может.

Однако Писание говорит, что незаслуженное проклятие не сбывается, оно возвраща­ется к тому, кто его послал, а вот заслуженное — действует на человека. В вечности же всякое проклятье исчезнет, весь поток зла, накопленный в этом мире, останется в границах времени. Границы Суда — это границы, за которыми прекра­щают действовать последствия черных дел, сделанных нами в прошлом.

«Никакого проклятья больше не будет», — гово­рит Господь, то есть оно не настигнет человека, он избежит последствия своих злых дел. Другое дело, если человек тво­рил много злых дел, у него будет более низкий старт, и, сле­довательно, ему дольше надо будет подниматься к тем вер­ 327   шинам, с которых начнут святые.

Чем более велик святой, тем с большей вершины он начинает свое восхождение, тем большего он достигает. Это соревнование, оно будет вечно продолжаться, но главное: проклятья уже больше не будет, что очень важно, ибо это означает, что зло, от людей и анге­лов исходящее, никогда не войдет в новый Иерусалим. «Престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут слу­жить Ему» (Откр. 22, 3)

, то есть престол Бога будет прямо в центре нового Иерусалима, а люди станут служить Богу прямо перед Его лицом. Это было предсказано в Книге про­рока Даниила: «Тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем пред­стояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги» (Дан. 7, 10). И люди смогут прямо служить Богу. На самом деле человек как таковой — существо служебное. Но вопрос в том, кому служить?

Служить надо Творцу, а лучше всего служить Богу по Его воле, перед Ним Самим, по Его личной просьбе. Слу­жение же означает, что человек будет поклоняться Богу в благоговении, то есть и в будущей жизни сохранится прин­ципиальная разница между Богом и людьми. Бог не переста­нет быть Богом, а человек — человеком, наши личные свой­ства не потеряются.