Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

Когда разные оккультисты и чародеи утверждают, что наша цель — слиться с Богом, чтобы поте­рять в Нем свою личность — они лгут. Мы останемся людь­ми в вечности, хотя и достигнем обожения. Мы станем таки­ми же, как Бог, но в то же самое время Бог все равно будет выше, потому что стать равным бесконечности можно толь­ко в бесконечности. И поэтому Бог останется Богом, а чело­век останется человеком.

«И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их» (Откр. 22, 4). Писание говорит, что люди увидят Бога лицом к лицу, уже не в образах, не в тенях, не в отблесках, а непосредствен­но, напрямую и удостоятся личной встречи с Богом Отцом. То, ради чего Сам Христос пришел на землю, произойдет: 328   а Он пришел, чтобы детей Божиих привести к Богу Отцу.

Находясь всецело во Христе, мы увидим Бога Отца, уви­дим Его в неимоверном сиянии, лицом к лицу. И вот имен­но тогда мы и станем настоящими личностями. Будет пол­ностью реализовано то, чему положено начало в Таинстве Миропомазания, во время которого видимым действи­ем невидимо освящаются Святым Духом мысли, чувства и все поступки человека, и он получает «печать дара Духа Святаго».

В этом Таинстве осуществляется взятие чело­века в «удел» (1 Пет. 2, 9) Божий, в результате чего он дол­жен стать храмом Святого Духа, личностью, живой иконой Бога. Некоторые думают, что Бога можно увидеть, как обыч­ного человека. Нет, это невозможно. Если кто-то попыта­ется встретиться с Богом лицом к лицу в непреображенном виде, то просто сгорит. Почему? Потому что Бог не терпит никакой лжи.

А поскольку Он всевидец и в Его свете чело­век делается как бы прозрачным, видным насквозь, и ника­кое, даже самое малое, зло в человеческой душе от Господа не утаишь, — все грехи человека вспыхнут, и ничего не оста­нется. Так что Господь постепенно растит нас, чтобы мы ста­ли способными к встрече с Ним. Во времена Ветхого Завета первосвященник имел на гру­ди двенадцать драгоценных камней, а на лбу — золотую пла­стину с надписью «Святыня Господня» (

по другим переводам — «Посвящено Господу»)170, потому что все движения его мысли должны быть направлены к Богу и Его святой воле, разум должен быть полным отражением разума Господа. Вот и здесь, в Откровении, написано, что «имя Бога на челах их» (Откр. 22, 4), то есть Божий разум будет полностью отра­жаться в разуме людей. Как говорит апостол Павел: «Теперь мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1 Кор. 13, 12)

, то есть Бога можно будет увидеть 329   так, как Бог видит нас. А как Бог видит людей? Ему не нуж­но анализировать человека, тот сразу предстает перед Ним таким, каков он есть, в истинном виде. Так что точка зрения Бога — единственная объективная точка зрения. И люди так же увидят Бога, потому что Божий разум отразится в их умах, они станут полностью Божии, посвященные Ему, свои для Господа.

Имя Бога будет на лбу у каждого человека, поэ­тому и увидит человек лицо Божие. «И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светиль­нике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков» (Откр. 22, 5). Апостол Иоанн снова подчеркивает, что никакие земные светильники не потребу­ются в небесном Иерусалиме: ни фонари, ни солнце, ни луна — люди будут жить в вечном дне Божественного света, в сия­нии Творца.

А сияние Бога настолько яркое, что солнца про­сто не будет видно — и небесные светила больше не нужны. «И будут царствовать во веки веков» (Откр. 22, 5). Люди ста­нут царями преображенного мира, как и было предсказа­но. Бог предсказывал, что весь животный и растительный мир будет подчинен людям. «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престо­ле Его», — говорит Господь (Откр. 3, 21).

Это станет осущест­влением замысла, который был у Бога до начала времен: Бог Отец, Сын и Дух Святой будет править миром, как и правил всегда, только люди смогут видеть весь процесс управления. Ангелы и люди будут служить Богу и царствовать в преобра­женном мире, и царствование святых будет продолжаться вечно. «И сказал мне: сии слова верны и истинны; и Господь Бог свя­тых пророков послал Ангела Своего показать рабам Своим то, чему надлежит быть вскоре» (Откр. 22, 6).

Слова, передан­ные Иоанну Богом, верны и истинны, на них можно пола­гаться. И Господь Бог послал Своего Ангела для подтверж­ 330   дения истинности этих слов. Почему подчеркивается, что Господь — Бог святых пророков? Потому что Бог Ветхого Завета, который открылся Адаму, Аврааму, Исааку, Иакову, Ною, Моисею, Исаии, Иисусу Навину, Давиду, Соломону, и Бог Нового Завета, Бог Иисуса Христа, апостолов, хри­стиан — это Один и Тот же Бог.

Господь это специально под­черкивает, ведь на протяжении всей истории христианства неоднократно появлялась ересь, утверждающая, будто Бог Ветхого Завета — это не Бог Нового Завета. Иоанн Богослов в Откровении ясно дает понять, что это не так: «Господь Бог святых пророков». Бог, Который открылся в Ветхом Завете народу Израиля, — Тот же Самый Бог, Который призывает ι Ία к Себе все народы земли в Новом Завете.

171 «Господь Бог святых пророков послал Ангела Своего показать рабам Своим то, чему надлежит быть вскоре» (Откр. 22, 6). Господь послал Ангела для рабов Своих. Апокалипсис не предназначен для людей, которые не верят в Творца, которые не являются православными христианами. Для таких людей Апокалипсис — закрытая книга. Господь послал Ангела специально, чтобы открыть именно Своим рабам, чему надлежит быть вскоре.

Так что эта книга — только для православных христиан, нецерковным людям ее не подоба­ет читать вообще. Это книга для своих, а не для чужих, как и вообще вся Библия. Как гласит древнее изречение Бога: «Тайна Моя Мне и Моим» (Ис. 21, 17).172 «Се, гряду скоро: блажен соблюдающий слова пророчества книги сей» (Откр. 22, 7). Господь предупреждает: «Я скоро приду к вам».