Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse Ed. Golden-Ship.ru 2012 Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.
Произойдет не просто расширение теоретического знания, но и усиление воли, углубление чувств, в буквальном смысле — исцеление. Будет восстанавливаться целостность, будут излечиваться те раны, которые нанесены были на земле страстями; при условии, что мы с ними боролись, они будут залечены вечностью. «И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему» (Откр. 22, 3).
Если перевести дословно: «И всякого проклятья не будет уже, и престол Бога и Агнца в нем будет, и рабы Его будут служить Ему». То есть не просто проклятого не будет, а проклятья не будет вообще. Дело в том, что «проклятье» и «проклятые» — это разные вещи. Проклятье действует как бы самостоятельно: человека прокляли, и он уже своими силами, без вмешательства Творца, выбраться не может.
Однако Писание говорит, что незаслуженное проклятие не сбывается, оно возвращается к тому, кто его послал, а вот заслуженное — действует на человека. В вечности же всякое проклятье исчезнет, весь поток зла, накопленный в этом мире, останется в границах времени. Границы Суда — это границы, за которыми прекращают действовать последствия черных дел, сделанных нами в прошлом.
«Никакого проклятья больше не будет», — говорит Господь, то есть оно не настигнет человека, он избежит последствия своих злых дел. Другое дело, если человек творил много злых дел, у него будет более низкий старт, и, следовательно, ему дольше надо будет подниматься к тем вер 327 шинам, с которых начнут святые.
Чем более велик святой, тем с большей вершины он начинает свое восхождение, тем большего он достигает. Это соревнование, оно будет вечно продолжаться, но главное: проклятья уже больше не будет, что очень важно, ибо это означает, что зло, от людей и ангелов исходящее, никогда не войдет в новый Иерусалим. «Престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему» (Откр. 22, 3)
, то есть престол Бога будет прямо в центре нового Иерусалима, а люди станут служить Богу прямо перед Его лицом. Это было предсказано в Книге пророка Даниила: «Тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги» (Дан. 7, 10). И люди смогут прямо служить Богу. На самом деле человек как таковой — существо служебное. Но вопрос в том, кому служить?
Служить надо Творцу, а лучше всего служить Богу по Его воле, перед Ним Самим, по Его личной просьбе. Служение же означает, что человек будет поклоняться Богу в благоговении, то есть и в будущей жизни сохранится принципиальная разница между Богом и людьми. Бог не перестанет быть Богом, а человек — человеком, наши личные свойства не потеряются.
Когда разные оккультисты и чародеи утверждают, что наша цель — слиться с Богом, чтобы потерять в Нем свою личность — они лгут. Мы останемся людьми в вечности, хотя и достигнем обожения. Мы станем такими же, как Бог, но в то же самое время Бог все равно будет выше, потому что стать равным бесконечности можно только в бесконечности. И поэтому Бог останется Богом, а человек останется человеком.
«И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их» (Откр. 22, 4). Писание говорит, что люди увидят Бога лицом к лицу, уже не в образах, не в тенях, не в отблесках, а непосредственно, напрямую и удостоятся личной встречи с Богом Отцом. То, ради чего Сам Христос пришел на землю, произойдет: 328 а Он пришел, чтобы детей Божиих привести к Богу Отцу.
Находясь всецело во Христе, мы увидим Бога Отца, увидим Его в неимоверном сиянии, лицом к лицу. И вот именно тогда мы и станем настоящими личностями. Будет полностью реализовано то, чему положено начало в Таинстве Миропомазания, во время которого видимым действием невидимо освящаются Святым Духом мысли, чувства и все поступки человека, и он получает «печать дара Духа Святаго».
В этом Таинстве осуществляется взятие человека в «удел» (1 Пет. 2, 9) Божий, в результате чего он должен стать храмом Святого Духа, личностью, живой иконой Бога. Некоторые думают, что Бога можно увидеть, как обычного человека. Нет, это невозможно. Если кто-то попытается встретиться с Богом лицом к лицу в непреображенном виде, то просто сгорит. Почему? Потому что Бог не терпит никакой лжи.
А поскольку Он всевидец и в Его свете человек делается как бы прозрачным, видным насквозь, и никакое, даже самое малое, зло в человеческой душе от Господа не утаишь, — все грехи человека вспыхнут, и ничего не останется. Так что Господь постепенно растит нас, чтобы мы стали способными к встрече с Ним. Во времена Ветхого Завета первосвященник имел на груди двенадцать драгоценных камней, а на лбу — золотую пластину с надписью «Святыня Господня» (
по другим переводам — «Посвящено Господу»)170, потому что все движения его мысли должны быть направлены к Богу и Его святой воле, разум должен быть полным отражением разума Господа. Вот и здесь, в Откровении, написано, что «имя Бога на челах их» (Откр. 22, 4), то есть Божий разум будет полностью отражаться в разуме людей. Как говорит апостол Павел: «Теперь мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1 Кор. 13, 12)
, то есть Бога можно будет увидеть 329 так, как Бог видит нас. А как Бог видит людей? Ему не нужно анализировать человека, тот сразу предстает перед Ним таким, каков он есть, в истинном виде. Так что точка зрения Бога — единственная объективная точка зрения. И люди так же увидят Бога, потому что Божий разум отразится в их умах, они станут полностью Божии, посвященные Ему, свои для Господа.