Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

Во вре­мя же Вселенских Соборов, особенно последних, быт становится полностью «воцерковленным», то есть свя­занным с жизнью Церкви. Вся человеческая жизнь дела­ется полностью охваченной Священным Писанием — сло­вом Божиим. Человек начинает жить целиком по-Божии — в плане внешней обрядовости. Однако это не означа­ет, что все люди были святыми.

Например, в Московской Руси XV - XVI веков все поголовно ходили в храмы, но при этом в определенный период времени там распростра­нилась ересь жидовствующих. Так что хотя сам этот лад христианского быта очень помогает человеку идти к Богу, но не заменяет самого пути. В средние века считалось, что религия не может быть частным делом человека, религия — это то, что охватывает все сферы человеческой жизни.

Современная идея о том, что вера — частное дело каждого, на самом деле является сатанинской уловкой. Ведь полу­чается, что никто не вправе подвергать сомнению веро­ 41   вание другого человека, следовательно, каждый должен держать свои религиозные убеждения при себе, скрывать их в себе.34 И складывается интересная ситуация: вопрос религии — это частное дело, а частную жизнь сейчас пыта­ются вообще упразднить введением системы глобального контроля.

35 Итак, к Ангелу Хранителю Фиатирской Церкви обра­щается Господь: «Так говорит Сын Божий, у которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану» (Откр. 2, 18). Христос показывает, что Он всезнающий, Его глаза видят все происходящее во мраке: Он видит и скрытое добро, и скрытые тайны, которые существовали в то время вну­три Церкви.

Глаза Христа подобны огню, то есть освеща­ют все в этом мире, но и прожигают грешников. С другой стороны, Господь имеет ноги, подобные халколивану, то есть подобные благоухающей ливанской меди. Благоуха­ющий ладан и сверкающая медь символизируют, соответ­ственно, Божественную и человеческую природу Христа. Спаситель является одновременно и Богом, и Человеком, и по этой причине, кстати, Он может помогать искушае­мым, будучи Сам искушен.

Об этом не просто так здесь упо­мянуто. В каждом обращении к Ангелам Церквей Господь показывает как раз ту Свою особенность, которая имеет отношение именно к этой Церкви. Христос — Богочело­век, поэтому человечность Ему не чужда, причем Он воз­водит ее на более высокий уровень, чем она была раньше. Если мы посмотрим на период Средневековья, то увидим, что это время самого большого уважения к человеку, кото­рое когда-либо было на планете.

Никогда так человека не уважали, никогда так серьезно не относились к нему, как в Средние века. Даже то, что в Западной Европе каз­нили еретиков, означало, что европейцы очень серьезно относились к их заблуждениям. Если бы это воспринима­ 42   лось просто как глупость, то никого бы не наказывали, а если за это казнили, значит, религия считалась самой боль­шой ценностью на земле.

36 На Востоке появляется точная богословская система, происходит осмысление всего кор­пуса откровений; на Западе возникает высокая схоластика — попытка «охладить» умом весь внутренний мир челове­ка. Это был глобальный проект, какого не бывало никогда раньше и никогда больше не будет. Это время предельного уважения к человеку. «Знаю твои дела, и любовь, и служение, и веру, и тер­пение твое, и то, что последние дела твои больше первых» (Откр. 2, 19).

Господь говорит: «Я знаю, что ты Меня любишь, что ты Мне служишь, терпеливо переносишь те испытания, которые Я посылаю, и что твои дела послед­ние больше первых». А эта Церковь приносила плоды святости постоянно, и дела ее поздние были больше пер­вых. Это действительно так: во время существования этой Церкви христианство стало мировой религией — оно дошло до Америки, охватило Азию и Африку.

«Но имею немного против тебя, потому что ты попуска­ешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вво­дить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное» (Откр. 2, 20). Слово «Иезавель» здесь не личное имя, а нарицательное. В Библии рассказыва­ется об одной из величайших грешниц, женщине по име­ни Иезавель — дочери Сидонского царя, бывшей замужем за Израильским царем Ахавом.

Ахав в угоду жене-язычнице построил храм и жертвенник Ваалу и по наущению Иеза­вели велел истребить всех пророков Божиих. Безнрав­ственности израильтян дивились даже жившие бок о бок с ними языческие народы. Иезавель завела публичные культовые дома, в которых можно было общаться с демо­нами через проституток; устроила множество жертвенни­ 43   ков в честь бесов.

Ахав же, допустив это беззаконие, погу­бил свою душу. Иезавель относилась с неистовой злобой ко всем Божиим пророкам. Именно она хотела убить про­рока Илию, жившего в то время. Но была наказана Богом. Во время государственного переворота царицу выброси­ли из окна, после чего ее заживо съели собаки. «И выброси­ли ее. И брызнула кровь ее на стену и на коней, и растоптали ее.

И пришел Ииуй, и ел, и пил, и сказал: отыщите эту проклятую и похороните ее, так как царская дочь она. И пошли хоронить ее, и не нашли от нее ничего, кроме черепа, и ног, и кистей рук. И возвратились, и донесли ему. И сказал он: таково было слово Господа, которое Он изрек чрез раба Своего Илию Фесвитянина, сказав: на поле Изреельском съедят псы тело Иезавели, и будет труп Иезавели на участке Изреельском, как навоз на поле, так что никто не скажет: это Иезавель» (4 Цар. 9, 33-37).

Так Бог показал, что она из-за своей крайней грешности и ожесто­чения не достойна быть принятой землей. Как эта история связана с Новым Заветом? Почему она обращена к Церк­ви? Дело в том, что уже в Фиатирской Церкви, во времена Иоанна Богослова, появилась некая лжепророчица из сек­ты николаитов, которая учила, что все заповеди Ветхого и Нового Заветов отжили свое, в том числе и нравствен­ные заповеди (о любви к Богу и ближним).