Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

36 На Востоке появляется точная богословская система, происходит осмысление всего кор­пуса откровений; на Западе возникает высокая схоластика — попытка «охладить» умом весь внутренний мир челове­ка. Это был глобальный проект, какого не бывало никогда раньше и никогда больше не будет. Это время предельного уважения к человеку. «Знаю твои дела, и любовь, и служение, и веру, и тер­пение твое, и то, что последние дела твои больше первых» (Откр. 2, 19).

Господь говорит: «Я знаю, что ты Меня любишь, что ты Мне служишь, терпеливо переносишь те испытания, которые Я посылаю, и что твои дела послед­ние больше первых». А эта Церковь приносила плоды святости постоянно, и дела ее поздние были больше пер­вых. Это действительно так: во время существования этой Церкви христианство стало мировой религией — оно дошло до Америки, охватило Азию и Африку.

«Но имею немного против тебя, потому что ты попуска­ешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вво­дить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное» (Откр. 2, 20). Слово «Иезавель» здесь не личное имя, а нарицательное. В Библии рассказыва­ется об одной из величайших грешниц, женщине по име­ни Иезавель — дочери Сидонского царя, бывшей замужем за Израильским царем Ахавом.

Ахав в угоду жене-язычнице построил храм и жертвенник Ваалу и по наущению Иеза­вели велел истребить всех пророков Божиих. Безнрав­ственности израильтян дивились даже жившие бок о бок с ними языческие народы. Иезавель завела публичные культовые дома, в которых можно было общаться с демо­нами через проституток; устроила множество жертвенни­ 43   ков в честь бесов.

Ахав же, допустив это беззаконие, погу­бил свою душу. Иезавель относилась с неистовой злобой ко всем Божиим пророкам. Именно она хотела убить про­рока Илию, жившего в то время. Но была наказана Богом. Во время государственного переворота царицу выброси­ли из окна, после чего ее заживо съели собаки. «И выброси­ли ее. И брызнула кровь ее на стену и на коней, и растоптали ее.

И пришел Ииуй, и ел, и пил, и сказал: отыщите эту проклятую и похороните ее, так как царская дочь она. И пошли хоронить ее, и не нашли от нее ничего, кроме черепа, и ног, и кистей рук. И возвратились, и донесли ему. И сказал он: таково было слово Господа, которое Он изрек чрез раба Своего Илию Фесвитянина, сказав: на поле Изреельском съедят псы тело Иезавели, и будет труп Иезавели на участке Изреельском, как навоз на поле, так что никто не скажет: это Иезавель» (4 Цар. 9, 33-37).

Так Бог показал, что она из-за своей крайней грешности и ожесто­чения не достойна быть принятой землей. Как эта история связана с Новым Заветом? Почему она обращена к Церк­ви? Дело в том, что уже в Фиатирской Церкви, во времена Иоанна Богослова, появилась некая лжепророчица из сек­ты николаитов, которая учила, что все заповеди Ветхого и Нового Заветов отжили свое, в том числе и нравствен­ные заповеди (о любви к Богу и ближним).

Она лжепро­рочествовала, говоря, что можно есть идоложертвенное и развратничать. Таким образом, сама по себе Иезавель, согласно толкованию, является символом, и в Апокалип­сисе под ее именем обличается одна из средневековых Церквей, которая признавала в качестве нормы блуд и ста­ла служить вместо Бога — человеку. В это время в христианском мире происходит страш­ный раскол: от Вселенской Церкви отпадает Рим. Ересь Рима началась именно с блуда.

IX - X века — крайне отвра­тительный период в истории Католической Церкви. 44   Чудовищный разврат обуял Западную Церковь: Римские Папы практически открыто жили с любовницами, было и много других мерзостей. И все это закономерным обра­зом закончилось отпадением Рима от Вселенской Христи­анской Церкви, потому что когда человек считает грех нормой, не пытается каяться и исправляться, Святой Дух от него отходит; когда человек считает грех нормой, покаяние становится невозможным — это произошло и с Римом. Римская Церковь — первая из павших.

Это страш­ная трагедия, которая постигла нашу Вселенскую Цер­ковь, поэтому православный христианин не должен отно­ситься к Риму как к вечному врагу. Важно помнить, что эта Церковь изначально правильно славила Бога, а позже пала. На всех Вселенских Соборах она активно боролась против ересей. К примеру, она так активно отстаивала иконопочитание, что низложила арианство в Алексан­дрии.

В одном только Риме были прославлены 135 апосто­лов и святых. Православная Церковь почитает 59 святых Римских Пап. Но в X веке Римская Церковь, исказив Сим­вол веры, отступила от Бога. «Я дал ей время покаяться в любодеянии ее, но она не покая­лась. Вот, Я повергаю ее на одр и любодействующих с нею в вели­кую скорбь, если не покаются в делах своих.

И детей ее поражу смертью; и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий серд­ца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим» (Откр. 2, 21-23). Господь говорит, что накажет отступницу и тех, кто идет вслед за ней. И если они не покаются, то будут преданы вечной смерти. Далее Он говорит, что явля­ется Воздающим каждому по делам его.

«Вам же и прочим, находящимся в Фиатире, кото­рые не держат сего учения и которые не знают так называ­емых глубин сатанинских, сказываю, что не наложу на вас иного бремени; только то, что имеете, держите, пока при­ 45   ду» (Откр. 2, 24-25). Господь в этих стихах обещает всем тем, кто не последует еретическому учению, избавление от иного бремени.

Так что самой главной задачей Средних веков было сохранение Предания. Это задание именно для средневековой Церкви — сохранить то, что передано Господом, во всей полноте, при условии незнания глубин сатаны. Дело в том, что в это время среди некоторых хри­стиан возникают попытки исследовать эти самые глуби­ны сатаны — они начинают покланяться не Богу, а Люци­феру: именно в Средние века окончательно оформляются чудовищные тайные общества, позднее поднявшие мятеж против Церкви (