Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

тамплиеры, позже преобразованные в масонов, альбигойцы, катары). Тайные общества рань­ше действовали вне христианского мира, но со временем они проникают вглубь христианства. И их члены пытают­ся исследовать глубины сатаны... После того как в 1014 году Запад отрекся от утвержденного Символа веры, прои­зошло постепенное проникновение в Католическую Цер­ковь сатанинской идеологии.

«Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками, и будет пасти их жезлом желез­ным; как сосуды глиняные, они сокрушатся, как и Я получил [власть] от Отца Моего» (Откр. 2, 26-27). В Средние века христиане действительно получили во владение всю пла­нету. Заметьте, с какой скоростью русские дошли до Тихо­го океана.

Сколько прошло времени от завоевания Ерма­ком Сибирского царства хана Кучума до того, как Россия оказалась на побережье Тихого океана? За 45 лет люди прошли расстояние в несколько тысяч километров! Как вы думаете, своими силами они это сделали? У путеше­ственника Ивана Дежнёва есть интересные мемуары, где он рассказывает о том, как они плыли по Северному Ледо­витому океану на лодках-плоскодонках.

Им удалось благо­ 46   получно миновать айсберги и захватить огромнейшие тер­ритории. Очевидно, что сила Божия гнала исследователей вперед. То же касается и испанцев в Америке. Господь давал в руки христиан огромные территории, они актив­но уничтожали языческую культуру и насаждали христиан­ство. Вся колониальная система возникла потому, что Бог дал христианам власть над язычниками. «И дам ему звезду утреннюю. Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам» (Откр. 2, 28-29).

Звез­да утренняя — это очень интересный символ, он имеет нескольких значений. Первое значение — денница. То есть можно сказать, что Господь предупреждает всех людей, которые рассчитывают на Люцифера, что они проиграют. А с другой стороны, звезда утренняя — это двойной сим­вол, означающий противоположность Христа и Люци­фера. Христос разгромит падшего ангела и откроет вход в Царство Небесное.

И логика жизни христианской заклю­чается в том, чтобы не строить идеальную цивилизацию на земле, а готовить себя к переселению в Град Божий, и в награду за это Господь дает христианам царство земное. И наоборот, когда люди слишком много думают о земном, Господь у них это царство отбирает. 47 Г лава третья «И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имею­щий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв» (Откр. 3, 1).

Пятый Ангел — это Ангел Сардийской Церкви. Сардис (Сарды) — древ­ний город, столица Лидийского царства. Имя последнего царя Лидии, легендарного Крёза — обладателя несметных богатств, стало нарицательным. До наших дней дошла кры­латая фраза «богат, как Крёз». И Сардис считался симво­лом богатства. Сардийскую Церковь обычно воспринима­ют как символ Церкви Нового времени.

В конце Средних веков Церковь только внешне выглядит живой, но внутри она была больше мертвой, чем живой. Сколько бы ни было Церквей на планете, они все находятся в руках Господа Иисуса Христа. И Он продолжает невидимо ходить среди семи золотых светильников — семи Церквей: некоторые Он тушит, некоторые зажигает. Бог никому не открывал, какую Церковь Он «зажжет», а какую «потушит».

Пер­вой из Церквей потухла Римская, превратившись в римо-католическую ересь. Фиатирская Церковь, которая в свое время насчитывала порядка 500 епископов, была полно­стью разрушена мусульманами и исчезла — Христос поту­шил и этот светильник. «Знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв» (Откр. 3, 1), то есть ты притворяешься живым, сохраняешь колоссальную активность, но в глазах Бога ты — мертвец.

Евангельские заповеди требуют от нас, чтобы мы не толь- 48   ко совершали внешние добрые дела, но и внутренне рос­ли. Причем внешний рост должен быть непосредственным результатом роста внутреннего. Внешние добрые дела, в свою очередь, должны порождать постепенное внутрен­нее развитие любви, кротости, целомудрия, чистоты, сми­рения, воздержания и других евангельских добродетелей.

А христиане Сардийской Церкви слишком сосредоточи­лись на внешнем и забыли о самом важном — о внутреннем. «Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим» (Откр. 3, 2). Господь говорит Сардийской Церкви, что ее дела — недоделанные, несовершенные; у нее много внешнего, а мало внутреннего, много внешних дел, а вну­треннего роста незаметно.

Церковь заснула, но необходи­мо проснуться, потому что смерть приближается. «Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя» (Откр. 3, 3). Господь говорит, что христианам нужно вспомнить то откровение, которое получила Церковь, и поменять всю свою жизнь, посредством жизни церковной.

Бог испы­тывает все Церкви, ведь Он смотрит, в первую очередь, на христиан, потому что для Него важнее всего они, Его дети. Для них Он бодрствует и следит, чтобы христиане не заснули. А если не будем бодрствовать, то Господь обе­щает прийти внезапно — как тать. Как Христос говорил, так и случилось: история христианских монархий кон­чилась чудовищной кровавой судорогой великих войн и революций, которые охватили всю вселенную.

Но это предостережение касается не только Церкви Нового вре­мени, но и нас: если мы не раскаемся, то Господь внезапно придет и к нам в день, в который не ожидаем, и в час, в кото­рый не думаем (Ср.: Мф. 24, 50). 49   «Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, кото­рые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых [одеждах], ибо они достойны» (Откр. 3, 4).