Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

Неправильно говорить, будто все Церкви загнивают и нет в среде их праведников. Некоторые сохранили себя в первоздан­ной чистоте, потому что были верны Господу, хотя в сумме таких гораздо меньше, чем в предыдущую эпоху. Однако будет неверно утверждать, что происходит постепенное затухание духовности. Господь иногда гасит некоторые светильники, а другие зажигает, но Он не говорил, что XXI век будет менее благочестив, чем век XIX.

Это зависит от того, кто ходит между золотыми светильниками, а не от человеческих расчетов. И эпоха в этом вопросе не играет никакой роли. Главное — это верность христиан и любовь Христа. Взаимоотношения любящего Господа и любящих христиан меняют судьбы вселенной, потому что ради них и существуют небеса и звезды. «Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его.

Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам» (Откр. 3, 5-6). Белые одежды — это знак абсолютной чистоты, великой награды, будущей сла­вы, которую дает Господь. Они сделаны не из ткани, а из света. Господь говорит, что не изгладит имен побежда­ющих из Книги Жизни. А для записи в Книгу Жизни суще­ствует специальный обряд — это Таинство Крещения.

37 Но Господь может и стереть имя крестившегося из Книги, если этот человек злодействует и ходит путем нечестив­цев. А имя того, кто победит, не будет стерто никогда. Царство Божие прекрасно тем, что там нельзя будет пасть, нельзя отпасть от Бога, нельзя согрешить. Побежда­ющий будет облачен там в одежды света, имя его будет запи­сано в Книге Жизни, и это имя Христос произнесет перед 50   Отцом Небесным и перед святыми Ангелами Своими.

Он скажет: «Вот Я и дети, которых мне дал Бог» (Евр. 2, 13). Анге­лы Божии воспоют хвалу Святой Троице за то, что чело­век оказался достойным. Это великий триумф Царства Бога, когда в Судный День Господь исповедует Своих, про­возгласит вслух их имена, поэтому и сказано в Евангелии: «Итак, всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того испове­даю и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10, 32).

А если кто постыдится Господа перед людьми, того и Он постыдится перед Отцом Своим и перед святыми Ангелами Его. «И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отво­ряет — и никто не затворит, затворяет—и никто не отворит» (Откр. 3, 7). Наступает время шестой, Филадельфийской Церкви.

Она находилась на расстоянии 80 километров от современного города Сарды. Господь называет Себя Святым, Истинным, имеющим ключ Давида, потому что Он абсолютный источник святости всех людей. Не чело­век — мера всех вещей, а Богочеловек. Христом надо изме­рять мир, а не человеком. И весь мир не для человека, а для Богочеловека. Как сказано у апостола Павла: «Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано» (Кол. 1, 16).

Господь — единственный абсолютно надежный, Он Тот, на Кого можно положиться, Кто никогда не лжет и Кто обладает ключом Давида. Почему ключом Давида? Давид был величайшим царем Израиля, и ему было обещано, что его потомок навечно воссядет на троне его. Ключ к этому вечному царству — в руках у истинного потомка (по пло­ти) царя Давида, Иисуса Христа.

Поэтому Христос и гово­рит: «Отворяет — и никто не затворит, затворяет — и никто не отворит» (Откр. 3, 7). Он обладает полной властью над 51   всеми мирами, и, будучи абсолютным Властелином, управ­ляет и Своими Церквами. «Знаю твои дела; вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего.

Вот, Я сде­лаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, — вот, Я сде­лаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя» (Откр. 3, 8-9). Господь, обращаясь к Ангелу Филадельфийской Церкви, говорит, что перед ней открыты все дороги, и никто не может поме­шать последнему ее триумфу, обещанному пророком Иса-ией и предсказанному апостолом Павлом.

В этой Церкви должно произойти величайшее чудо Бога — обращение еврейского народа. Господь обещает, что в конце времен совершит великое чудо — и иудеи обратятся ко Христу. Как и сказано здесь: «Ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего» (Откр. 3, 8). Господь обеща­ет, что даст Церкви награду, превратив иудеев из синаго­ги, сатанинского сборища, в иудеев православных.

Почему Бог так жестко называет иудеев и далее говорит, что они и не иудеи вовсе? Настоящими иудеями являются право­славные христиане. «Иудей» значит «хвалящий Бога»38, а иудеи Бога не хвалят: они отреклись от Его Сына, а через Сына — и от Отца. Более того, иудеи и евреями не явля­ются — они не прошли через воду. «Еврей» значит «при­шедший через воду»39, а они не проходили через воду Кре­щения.

Они не являются и потомством Авраама, потому что не придерживаются веры Авраама. Будучи отступни­ками, как говорит Сам Господь, иудеи сделались синагогой сатаны. И мы знаем, что с самых древних времен христи­анства наизлейшими врагами Церкви всегда были иудеи. Начиная со святого первомученика Стефана, с Иакова, 52   брата Господня, убитых иудеями, с апостолов Петра и Пав­ла, казненных по навету иудеев, и далее через всю эпоху мучеников, через всю эпоху Вселенских Соборов и Ново­го времени, иудеи противостояли Церкви Христовой.

И вот Господь говорит: «Ясделаю то, что они придут и покло нятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя» (Откр. 3, 8-9). Это как раз и есть предсказание о великом обращении, о котором говорит апостол Павел в Послании к римлянам: «Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, — чтобы вы не мечтали о себе, — что ожесточение про­изошло в Израиле отчасти, [до времени], пока войдет полное [число] язычников» (Рим. 11, 25).