Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

Господь — единственный абсолютно надежный, Он Тот, на Кого можно положиться, Кто никогда не лжет и Кто обладает ключом Давида. Почему ключом Давида? Давид был величайшим царем Израиля, и ему было обещано, что его потомок навечно воссядет на троне его. Ключ к этому вечному царству — в руках у истинного потомка (по пло­ти) царя Давида, Иисуса Христа.

Поэтому Христос и гово­рит: «Отворяет — и никто не затворит, затворяет — и никто не отворит» (Откр. 3, 7). Он обладает полной властью над 51   всеми мирами, и, будучи абсолютным Властелином, управ­ляет и Своими Церквами. «Знаю твои дела; вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего.

Вот, Я сде­лаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, — вот, Я сде­лаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя» (Откр. 3, 8-9). Господь, обращаясь к Ангелу Филадельфийской Церкви, говорит, что перед ней открыты все дороги, и никто не может поме­шать последнему ее триумфу, обещанному пророком Иса-ией и предсказанному апостолом Павлом.

В этой Церкви должно произойти величайшее чудо Бога — обращение еврейского народа. Господь обещает, что в конце времен совершит великое чудо — и иудеи обратятся ко Христу. Как и сказано здесь: «Ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего» (Откр. 3, 8). Господь обеща­ет, что даст Церкви награду, превратив иудеев из синаго­ги, сатанинского сборища, в иудеев православных.

Почему Бог так жестко называет иудеев и далее говорит, что они и не иудеи вовсе? Настоящими иудеями являются право­славные христиане. «Иудей» значит «хвалящий Бога»38, а иудеи Бога не хвалят: они отреклись от Его Сына, а через Сына — и от Отца. Более того, иудеи и евреями не явля­ются — они не прошли через воду. «Еврей» значит «при­шедший через воду»39, а они не проходили через воду Кре­щения.

Они не являются и потомством Авраама, потому что не придерживаются веры Авраама. Будучи отступни­ками, как говорит Сам Господь, иудеи сделались синагогой сатаны. И мы знаем, что с самых древних времен христи­анства наизлейшими врагами Церкви всегда были иудеи. Начиная со святого первомученика Стефана, с Иакова, 52   брата Господня, убитых иудеями, с апостолов Петра и Пав­ла, казненных по навету иудеев, и далее через всю эпоху мучеников, через всю эпоху Вселенских Соборов и Ново­го времени, иудеи противостояли Церкви Христовой.

И вот Господь говорит: «Ясделаю то, что они придут и покло нятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя» (Откр. 3, 8-9). Это как раз и есть предсказание о великом обращении, о котором говорит апостол Павел в Послании к римлянам: «Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, — чтобы вы не мечтали о себе, — что ожесточение про­изошло в Израиле отчасти, [до времени], пока войдет полное [число] язычников» (Рим. 11, 25).

Как сказано, выйдет тог­да святой и обратит Израиль от заблуждения его, обратит ко Христу Спасителю. Это случится в конце времен. «И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохра­ню тебя от годины искушения, которая придет на всю все­ленную, чтобы испытать живущих на земле» (Откр. 3, 10). Господь говорит, что раз Церковь сохранила слово терпе­ния Его — терпения, потому что Он терпел по воле Отца, и сама она также терпела по воле Отца и воле Христа, — то будет хранима от всех бед и искушений Апокалип­сиса.

Мы знаем, что христиане не будут мучиться во вре­мя окончательной гибели вселенной. Об этом написа­но далее у апостола Иоанна Богослова: мы увидим, что казнь падает на всех, кроме христиан. И это не случай­ная прихоть Бога, а Его награда за терпение. Нетерпели­вым этого не дождаться — тот, кто не терпит, возмущает­ся, кто гневлив, скандален, тот во всей полноте изведает весь ужас конца времен.

«А тебя, — говорит Господь, — Я от этого освобожу за то, что ты терпел по воле Моей, ради Меня. Я тебя сохраню от всех искушений, которые идут на вселенную, чтоб испытать живущих на земле, проверить их на прочность». 53   «Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхи­тил венца твоего. Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое.

Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам» (Откр. 3, 11-13). Господь хвалит Цер­ковь, но вместе с тем говорит: «Не забывай, что любой человек может упасть, поэтому держи, что имеешь, чтобы кто не украл венца твоего, чтобы никто не получил награ­ды твоей вместо тебя, потому что Я скоро приду». « Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон» (Откр. 3, 12).

То есть человек будет веч­но жить в Храме Господа, а, как дальше скажет Иоанн Бого­слов, Храм не в Иерусалиме, но Господь есть Храм. А зна­чит, человек будет жить внутри Бога. Как говорит Книга Псалмов царя Давида: «Блаженны живущие в доме Твоем: они непрестанно будут восхвалять Тебя» (Пс. 83, 5). Здесь как раз сказано, что праведник будет вечно жить в Храме Бога и больше оттуда не выйдет.

«И напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое» (Откр. 3, 12). Спаситель обещает, что напишет имя Бога Отца в сердце побеждающего, напишет имя ново­го Иерусалима, чтобы человек имел право войти в него и там жить. Имя, получаемое человеком, отождествляет­ся с именем Божиим.

И у Христа будет новое имя, отража­ющее сущность Его уже не как Спасителя, а как Владыки Царства Небесного. «И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия» (Откр. 3, 14). Дальше мы переходим к последней Церкви Апокалипсиса, к Лаодикийской Церкви — она единствен­ная, о которой ничего хорошего не сказано.