Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

Как сказано, выйдет тог­да святой и обратит Израиль от заблуждения его, обратит ко Христу Спасителю. Это случится в конце времен. «И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохра­ню тебя от годины искушения, которая придет на всю все­ленную, чтобы испытать живущих на земле» (Откр. 3, 10). Господь говорит, что раз Церковь сохранила слово терпе­ния Его — терпения, потому что Он терпел по воле Отца, и сама она также терпела по воле Отца и воле Христа, — то будет хранима от всех бед и искушений Апокалип­сиса.

Мы знаем, что христиане не будут мучиться во вре­мя окончательной гибели вселенной. Об этом написа­но далее у апостола Иоанна Богослова: мы увидим, что казнь падает на всех, кроме христиан. И это не случай­ная прихоть Бога, а Его награда за терпение. Нетерпели­вым этого не дождаться — тот, кто не терпит, возмущает­ся, кто гневлив, скандален, тот во всей полноте изведает весь ужас конца времен.

«А тебя, — говорит Господь, — Я от этого освобожу за то, что ты терпел по воле Моей, ради Меня. Я тебя сохраню от всех искушений, которые идут на вселенную, чтоб испытать живущих на земле, проверить их на прочность». 53   «Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхи­тил венца твоего. Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое.

Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам» (Откр. 3, 11-13). Господь хвалит Цер­ковь, но вместе с тем говорит: «Не забывай, что любой человек может упасть, поэтому держи, что имеешь, чтобы кто не украл венца твоего, чтобы никто не получил награ­ды твоей вместо тебя, потому что Я скоро приду». « Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон» (Откр. 3, 12).

То есть человек будет веч­но жить в Храме Господа, а, как дальше скажет Иоанн Бого­слов, Храм не в Иерусалиме, но Господь есть Храм. А зна­чит, человек будет жить внутри Бога. Как говорит Книга Псалмов царя Давида: «Блаженны живущие в доме Твоем: они непрестанно будут восхвалять Тебя» (Пс. 83, 5). Здесь как раз сказано, что праведник будет вечно жить в Храме Бога и больше оттуда не выйдет.

«И напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое» (Откр. 3, 12). Спаситель обещает, что напишет имя Бога Отца в сердце побеждающего, напишет имя ново­го Иерусалима, чтобы человек имел право войти в него и там жить. Имя, получаемое человеком, отождествляет­ся с именем Божиим.

И у Христа будет новое имя, отража­ющее сущность Его уже не как Спасителя, а как Владыки Царства Небесного. «И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия» (Откр. 3, 14). Дальше мы переходим к последней Церкви Апокалипсиса, к Лаодикийской Церкви — она единствен­ная, о которой ничего хорошего не сказано.

Это Цер­ 54   ковь времен самого конца мира. Господь, обращаясь к ней, называет себя особыми, небывалыми именами, например, Аминь — Тот, Кто скажет последнее слово в конце мира по поводу всего мироздания. Христос запечатает Кни­гу судеб мира, и Его слово будет последним, не подлежа­щим обжалованию. Против Бога апелляцию не подашь.

Господь называет Себя словом «Свидетель», по-гречески — «мартис» (μάρτυς), которое можно перевести и как «муче­ник». Он Тот, Кто свидетельствует о словах Божиих, Кто Сам подтверждает откровение Господа. Верный и Истин­ный — значит Тот, Которого не подкупишь, не обманешь, Кто является мерилом всякого свидетельствования и Кто досконально знает все, существующее во Вселенной. Что значит «начало создания Божия»?

Книга Бытия начинается так: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1, 1). В ком Бог сотворил? Во Иисусе Христе. Христос — Тот, в Ком был сотворен мир, Кто запустил мир и в конце его скажет «Аминь». Он говорит: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец» (Откр. 1, 8). Другими словами: Я держу все в Моих руках, и поэтому начало создания — во Мне.

«Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был- холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: „я богат, раз­богател и ни в чем не имею нужды"; а не знаешь, что ты несча­стен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр. 3, 15-17). То есть ты, вроде бы, и христианин, но, если судить по твоей жиз­ни, им не являешься.

Ты не любишь Меня, ты даже не сра­жаешься со Мной, как в начале воевал со Мной апостол Павел... Даже «холодный» человек, ненавидящий Христа, может к Нему обратиться, может раскаяться. А те, которым Христос безразличен, раскаяться не могут. В греческом тексте очень интересно передано выражение «извергну тебя из уст Моих», дословно его можно перевести так — «готов­ 55   люсь тебя изрыгнуть из уст моих».

А по-церковнославянски — «изблевати тя от уст моих имам». Какая это отвратительная вещь! Ты настолько привык к этому миру, что решил здесь обосноваться навсегда и поэтому стал для Господа отвра­тителен. Христианин этой Церкви и сама Церковь послед­них времен говорит: «Я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды», то есть мне Бог не нужен, я уже сам со всем спра­вился и сам все сделал.

Но Господь говорит: «Ты не знаешь, как ты на самом деле несчастен, и жалок, и слеп, и гол». «Советую тебе купитьу Меня золото, огнем очищенное, что­бы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. Кого Я люблю, тех обличаю и нака­зываю. Итак будь ревностен и покайся» (Откр. 3, 18-19).